Был и первый автомобиль

... Этот механизм фирмы Даймлер принадлежал госпоже Мордаковой Аглае Ивановне, имевшей капитал и свой выезд. Ее обращение в городскую Думу с просьбой открыть автомобильное движение породило много разговоров, слухов и вымыслов. Однако же, несмотря на это, заседание гласных Думы состоялось точно по расписанию 24 марта 1910 года. Протокол его подписал городской голова А.О.Бойвель. Он гласил: "Обсудив настоящий вопрос и не встречая со своей стороны препятствия к разрешению автомобильного движения по улицам города Челябинска, городская Дума определила: предложить госпоже Мордаковой А.И. уплачивать в пользу доходов Челябинска по 5 рублей в год за каждую лошадиную силу автомобиля. Для нормирования этого нового промысла и маршрута Дума полагает утвердить специальную комиссию в составе гласных..."

Вскоре официальные представители города появились в подворье владелицы автомобиля. Она показали им приобретенное техническое чудо с кожаными красного цвета сидениями и познакомила их с человеком, способным водить "самобеглую коляску". В отличие от других извозчиков-кучеров Егор Тумасов был грамотен, бойко отвечал на вопросы гласных. Ходил он всегда в смазных сапогах и синей суконной поддевке, а голову прикрывал лоснящимся цилиндром. Его одеяние повергало в смятение горничную: "Эх, Егорушка, то ли ты рожден для антомобиля, то ли он сделан для тебя!" Слыша такие слова, Егор и вправду заважничал, а когда увидел комиссию, совсем воспрял духом...

Увы, водить такое чудо он не умел, обучить же его этому искусству никто не мог. Все знатоки вождения машины опускали руки, слыша от Егоря Анисимовича одну и ту же фразу: "Сумлеваюсь я, дюже сумлеваюсь... Оно справно ездит, но куда - того никто не ведает..."

И действительно, гласные долго думали о том, какой же маршрут разработать для владелицы автомобиля, но к определенному мнению не пришли. Рекомендовали, правда, подавать авто к приходу екатеринбургского и московского поездов, после них - на свое усмотрение. Но все равно машина, к удовольствию извозчиков, выезжала в город от случая к случаю, и ее маршрут зависел от прихоти, желания и каприза пассажира.

Глядя на А.И.Мордакову, приобрел автомобиль и инженер Константин Самборский. Он в отличие от Аглаи Ивановны решил вместо "шоффэра-извозчика" открыть регулярное автомобильное движение между Челябинском и Троицком.

Быстрая езда, удобные кресла с подушками, изящные рукояти дверей, клаксон "уйди-уйди" и другие удобства манили пассажиров. Таким образом, одним махом за сезон инженер мыслил покрыть все расходы, затраченные на покупку машины. Неизвестно, чем кончилось его предприятие, но в журнале "Автомобиль" №20 за 1910 год об этом сказано так: "Уже прошло порядочно времени с тех пор, как инженером К.Ф.Самборским было возбуждено ходатайство об открытии автомобильного движения между Челябинском и Троицком. Недавно из канцелярии оренбургского губернатора от господина Самборского через комиссию была потребована расписка о том, что последний отвечает за... порчу дороги и мостов на пути следования автомобиля.. Эта расписка г.Самборским была выдана, причем им были выданы в канцелярию также "Правила автомобильного движения министерства путей сообщения". Однако до сих пор не получено ответа на это ходатайство".

Молчание чиновников можно объяснить. Автомобиль приносил им на первых порах новые заботы, новые жалобы И поэтому на одном из заседаний Думы священник Ф.Неаполитанов заявил: "Автомобили портят железные крыши, пугают лошадей, ломают заборы, и вид их не внушает доверия". А вот губернатор Уральска вообще запретил езду на автомобилях. По поводу одного автолюбителя он писал полицмейстеру: "Логашкин нарушил умышленно распоряжение мое как губернатора, касающееся воспрещению езды по городу на автомобиле в видах общественной безопасности... Из того я усматриваю нарушение, явно направленное к соблазну других, а потому при дальнейшей попытке его к тому же автомобиль будет задержан и отобран, а он опять привлечен к ответу".

"Открыли" автомобильное движение между Челябинском и Троицком лишь к началу первой мировой войны.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.