Остановка на пути в «страну счастья»

Челябинск для крестьян-переселенцев из центральных губерний России, которые вынуждены были из-за безземелья в родных местах искать счастья за Уральскими горами, стал перевалочным пунктом. Чиновник особых поручений А.А.Станкевич, командированный Земским отделом Министерства внутренних дел для содействия переселенцам, организовал на станции Челябинск первый переселенческий пункт. Были построены два барака и киргизские юрты, небольшая баня, приемный покой с двумя больничными палатами, помещение для регистрации прибывающих. Те, кому не находилось места в бараках, строили шалаши или оставались со своим скарбом под открытым небом. Иногда люди ждали своего поезда несколько суток.

В 1896 году через станцию Челябинск прошли 190310 человек. Сибирская дорога, занятая перевозкой материалов и балласта для дальнейшего строительства, могла предоставить для отправки переселенцев лишь три-четыре поезда в неделю. Приходилось срочно строить бараки с двухэтажными нарами. Несколько котлов было "вмазано" в землю под открытым небом, чтобы переселенцы могли готовить пищу. Но этих мер оказалось мало.

По соглашению с городскими властями переселенческой организации было предоставлено в безвозмездное пользование на шесть лет пять десятин земли. Из Тюмени, утратившей для переселенческого движения свое прежнее значение, была перевезена часть зданий. И уже в 1905 году в переписке переселенческого управления отмечалось, что "...здесь не имеется для них (переселенцев - Авт.) нужного количества бараков, ни кухонь, ни бань, ни дешевых общественных или казенных продовольственных лавок, нет справочных контор и руководителей, как, например, в Челябинске и Омске...".

Вся площадь пункта в 1909 году разделялась на три части: перселенческий остановочный двор, больничный двор и земля, занятая столовыми и хозяйственными постройками.

Для размещения переселенцев имелось пять теплых бревенчатых бараков и 11 полутеплых зданий, выстроенных из теса и обмазанных снаружи глиной, они считались временными постройками и подлежали замене бараками. Рядом располагались баня и прачечная, канцелярия для регистрационного опроса прибывающих переселенцев и водокачка с баком на 300 ведер и двумя кипятильниками.

Больничный двор был отделен от прочих зданий зелеными насаждениями и оградой. Здесь насчитывалось 1 1 больничных построек с 15 отделениями, здание приемного покоя, аптека и помещение для медицинского персонала. Больница на 120 коек была устроена по плану Петербургской Боткинской инфекционной больницы со специальными бараками для каждого заболевания.

Переселенческий пункт расширялся, но увеличивался и людской поток. Недостаток помещений ощущался так же остро, как и прежде. Наиболее напряженное положение было в весенние месяцы, когда приходилось принимать до 65 процентов годового количества переселенцев. В иные дни в Челябинск прибывало до 10-12 тысяч человек.

Для упорядочения составляли заранее объявленные очереди. Но они охватывали лишь едущих по "проходным свидетельствам" на заранее зачисленные за ними земли. Многие - до 48,2 процента -следовали "самовольно". Чтобы решить эту проблему, вводили специальные, "согласованные" ускоренные переселенческие поезда. Служащие пункта делали все, чтобы переселенцы не задерживались надолго. Занимался не только воинский, но и весь график товарных поездов, что мешало ритмичной работе железной дороги. Челябинский переселенческий пункт обслуживал около 94 процентов всего переселенческого движения за Урал.

Слухи о земельных просторах Зауралья и Сибири буллрпжипи крестьян. После сомнений, а порой и семейных ссор люди наконец принимали решение о переселении. Несколько крестьянских хозяйств договаривались между собой, собирали деньги, избирали ходока в "страну счастья", которому поручали узнать, стоит ли двигаться в путь.

Кроме переселения на новые земли существовало еще и "обратное движение". Переселенцы покидали Сибирь по разным причинам. В 1907 году Челябинским пунктом было зарегистрировано возвращающихся: 69997 ходоков, которые ехали в родные места, все разузнав и подготовив место для переселения; 12873 "одиноких", которые возвращались, чтобы продать оставленное на родине имущество и переселиться окончательно; 27448 "действительно не устроившихся". Последние жаловались, что но новом месте их "садили" на болота и на "безводные степи", а осушать болота или копать колодцы у них не было средств.

Беды и несчастья ожидали переселенцев в пути: грабежи, насилие, эпидемии тифа, холеры, дифтерии и скарлатины, уносившие свыше 30 процентов людей. В пределах европейской России Челябинская больница была до 1909 года единственной на всем пути следования переселенцев.

У доверчивых, уставших в дороге крестьян воры обманом забирали деньги. Отдельные вооруженные шайки существовали только за счет грабежа переселенцев. "Ввиду частых случаев нападения на переселенцев покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие не отказать в усилении полицейского надзора в поселке, а равно и в отпуске имеющегося при полицейском управлении оружия, нескольких револьверов и шашек для стражников переселенческого пункта",- писал один из представителей администрации пункта.

Обворовывали людей и "честным путем" - при оформлении документов обирали чиновники, при покупке билетов - кассиры. Администрация переселенческого пункта многое делала для облегчения участи измученных дальней дорогой крестьянских семей. С 6 часов утра до 10 вечера работала бесплатная баня, прачечная, кухни-столовые, где обычно установлено 1 1 котлов общей вместимостью 307 ведер, что давало возможность накормить более трех тысяч человек. Детям до пяти лет выдавалось бесплатно по полбутылки кипяченого молока и полфунта белого хлеба, детям до 10 лет - порцию горячей пищи, а взрослым продавали по умеренной цене "скоромные" щи с мясом по четыре копейки или постный суп по две копейки. Переселенцы могли взять денежные ссуды. Направляющиеся на новые земли могли получить "путевые" деньги, "обратные" ходоки - краткосрочные ссуды, обворованные или долгое время болевшие - безвозвратные. Средний размер ссуд и пособий, выданных на одну семью за 1907 -1909 годы, составил: путевых - 4 рубля 79 копеек, краткосрочных - 2 рубля 61 копейку; безвозвратных - 2 рубля 93 копейки. В среднем за эти годы получили ссуды: путевые - 0,58% от общего числа переселенцев; краткосрочные - 10,25%; безвозвратные - 0,19%.

Поезда прибывали и отправлялись круглосуточно. Чтобы избежать недоразумений, специальные чиновники дежурили на платформе. Они отвечали на вопросы, объясняли график движения поездов. В помещении третьего класса желез-нодорожного вокзала на видном месте были укреплены таблички, объяс-няющие, где находится переселе-нческий пункт, больница, столовая.

Челябинский пункт, являясь воротами переселенческого движения в Сибирь за 15 лет своего существования пропустил свыше четырех миллионов человек.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.