Сербы — «челябинцы»

Как известно, утром 24 июля 1919 года Челябинск был освобожден за считанные часы и малой кровью. Помогли раненым полкам внезапность нападения и восстание рабочих. Но не только. В Челябинске тогда стояла группировка генерала Косьмини, она-то и оставила город без особого сопротивления. В ней насчитывалось до трех тысяч штыков: Саткинская егерская бригада и Сербский полк. Бригада была основательно потрепана в боях, но Сербский полк в боях вообще не был, так как нес в Челябинске гарнизонную службу. Однако сербы открыли путь на город после первого же удара Петроградского полки по их позициям под Кременкулем.

Получается, что не делали они попыток задержать петроградцев и в дальнейшем. Арифметика проста. Петроградцы пошли в атаку в шесть часов утра. К полудню они заняли город. А ведь до Кременкуля более двадцати километров. Чтобы пройти их даже ускоренным маршем, это три-четыре часа. Похоже, петроградцы шли ускоренным маршем и не встретили сопротивления.

Белосербы в колчаковской армии, как и белочехи, были на особом счету. Им доверяли участие даже в карательных операциях, охрану тюрем, концлагерей. Как правило, это были добровольческие формирования.

Сербский полк, стоявший в Челябинске, не составлял исключения. Начал он формироваться вскоре после белочешского мятежа. В августе 1918 года был пополнен остатками батальона майора Благотича, разбитого в боях за Казань. Майора сразила красная пуля, и имя его получил полк. Этот полк и поддерживал порядок в Челябинске и окрестностях, но в решающий момент бежал. Вот о чем рапортовал начальству капитан военной контрразведки весной 1919 года: "Среди солдат сербского полка заметно было волнение, но благодаря своевременному изъятию зачинщиков (9-10 человек), заключенных в тюрьму, волнение среди сербов улеглось".

А вот информация из "Правды" за 18 июля 1918 года (в те дни Пятая армия заняла Златоуст и вышла к Миассу):

"Около 16 тысяч сербов, находящихся в Челябинске, отказались выступать на фронт. Белогвардейцы хотели их разоружить, но безуспешно".
Вот, оказывается, в чем дело. Известно, что взбунтовавшиеся чешские части были выведены в далекий тыл, кроме полка, который формировался в Челябинске. Он в смуте не участвовал, и доверие к нему сохранилось. Но, может, сербы-"челябинцы" просто схитрили, скрыв свое истинное отношение к колчаковщине, чтобы остаться в городе, помочь красным? Подтверждение тому нашлось в "Известиях ВЦИК" от 16 августа 1919 года:

"Участвовавший в последних боях против нас под Челябинском сербский полк прислал уведомление о желании перейти на нашу сторону. Нашим командованием были приняты соответствующие меры. Часть сербов означенного полка перешла к нам и находится уже на советской территории".

Так что не трусость проявили сербы в боях за Челябинск, отступая поспешно. Действовали они сознательно. Точку над "и* поставили документы, представленные в сборнике "Участие югославских трудящихся в Октябрьской революции и гражданской войне в СССР", изданном одновременно в Москве и в Белграде в 19/6 году.

Далеко не все югославы в гражданскую войну оказались в лагере контрреволюции. Существовала довольно-таки многочисленная югославская группа РКП(б). Югославы-коммунисты (сербы, хорваты, словенцы) вели большую рпботу по агитации за советскую власть среди земляков, оказавшихся в России.

Крупная подпольная организация действовала в так называемом 1-м Сербском королевском партизанском отряде, базировавшемся в Екатеринбурге. Во главе его стояли Петрович, Радакович, Малбашич. В ночь на 4 июля 1919 года они сделали попытку поднять восстание, но неудачно. Большинство подпольщиков скрыли до прихода красных рабочие.

В Челябинске, где формировались сербские батальоны, был послан не один организатор. Занимаясь разложением колчаковских частей, они рисковали жизнью.

Вот судьба одного из них - Милана Горупа. Подпорутчик Сербской армии Горуп с первых дней Советской власти в РКП (б), работает в штабе Четвертой армии на Украине. Затем посылается в Иркутск, где тогда было немало югославов, для формирования частей Красной Армии. Здесь его застает белочешский мятеж.

Милан Горуп занимался большевистской агитацией в белосербских частях. Его арестовали в Челябинске и по приговору военно-полевого суда расстреляли. Однако дело его, как видим, не пропало даром: Челябинский сербский полк перешел на сторону революции. Вот некоторые имена солдат-югославов из батальона, который перешел в Красную Армию под Челябинском: Жарко Абрамович, Митар Беч, Баста Сава, Блажен Сгеван, Брека Милан, Гламоча Стеван, Гойкович Милован, Драич Можей, Ибрайтаров Милан, Иванович Гавра, Душан Кельча,Спассое Пенич, Марко и Симеон Петрович, Младен Рувалац, Станишич Драго, Стефанович Обрад, Стожавлевич Никола, Студен Драган, Табакович Михаила, Томич Лазар, Трбич Бранко, Узелац Данило, Франич Лука, Хадживукович Осип, Тома Шушак, Илия Якшич -всего 43 . Все они осенью 1919 года занимались на курсах агитаторов Югославской группы РКП(б) и вступили в ее члены. Затем большинство из них служило в батальоне при губчека в Казани.

Все они вернулись на родину - в Югославию в начале 1921 года. Многие из них участвовали в партизанской войне против гитлеровцев.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.