Казаки: мифы и реальность

Заслуги казачества в защите и становлении Российского государтва трудно переоценить. Слава о подвигах и ратных делах степных рыцарей еще в средневековой Руси возросла до былинных масштабов. Недаром же самого сильного и бесстрашного витяза в "богатырской заставе" Илью Муромца в древнерусских былинах называют 'атаманом богатырей" и 'старым казаком-старинушкой".

Весомый вклад казаков в победу русской армии в Полтавской баталии отмечен Петром I - многие казаки тогда за отличие получили из его рук шпаги с бриллиантами на рукоятке. Полководец М.И.Кутузов называл "чудесными" боевые действия казачьей конницы против французских войск, взявшей в плен 100 тысяч французов и захватившей у них 300 орудий.

Велики заслуги степных рыцарей в первой мировой войне. Тысячи их были удостоены высшей воинской награды Георгиевского креста. И первым Георгиевским кавалером стал донской казак Козьма Крючков, уничтоживший в неравной схватке 1 1 немецких кавалеристов.

Но все заслуги и ратные подвиги сынов отечества, вся их преданная 600-летняя служба России одним махом была перечеркнута после октября 1917 года. Вопреки историческим фактам и правде славных сынов Дона и Кубани, Урала и Сибири, Северного Кавказа и Семиречья клеветнически стали называть нагаечниками, черносотенцами, опричниками царя и бандитами. Л вся вина казаков, как военного сословия, состояла в том, что они не смели ослушаться приказов своих командиров, нарушить присягу и вынуждены были принимать участие в подавлении народных волнений.

Но все же роль этого сословия в подавлении восстаний и волнений в 1905-1907 годах сильно преувеличена. Казаки составляли едва ли десятую часть от всего карательного "воинства", основой которого были солдаты, матросы, драгуны и полицейские. Следует отметить еще один момент: казачьи сотни часто привлекались для того, чтобы избежать кровопролития и с меньшими жертвами навести порядок на улицах и площадях городов и сел. Оказалась искаженной их роль и в октябрьские дни 1917 года. Вспомним, что в обращении ВЦИК, Совнаркома, казачьего отдела ВЦИК в 1919 году к казакам прямо говорится о поддержке ими революции: "В 1917 году казаки помогли свергнуть самодержавие..."

Известно, что одной из задач большевиков был раскол деревни и превращение войны империалистической в войну гражданскую... Я.М.Свердлов, выступая на заседании ВЦИК 4-го созыва, сказал: "...Если мы не сумеем расслоить деревню на два непримиримых враждебных лагеря, то нам придется пережить очень и очень трудные дни..." Трудовые казаки и фронтовики всячески сопротивлялись их расколу и стравливанию. Стремились избежать военных действий и поддерживали политику нейтралитета.

В первую мировую войну царь призвал на поле брани около 60 тысяч оренбургских казаков, а всего под ружье войско могло поставить 70 тысяч казаков. В гражданской войне на стороне белых участвовало до 16 тысяч казаков, а на стороне красных - до 14 тысяч, или всего до 30 тысяч. А большинство их, свыше 40 тысяч, отсиживалось по домам, отлеживалось в госпиталях и больницах, находились в бегах. Для объяснения этого феномена следует вспомнить, что казаки были воинами-пахарями. И душе пахаря-кормильца претила разрушительная стихия войны. Да, по молодости они могли повоевать, поджигитовать, а позже, становясь владельцами хозяйства, все силы и помыслы направляли на созидательный труд. Они были истинными детьми природы, росли глубоко верующими, гуманными и созидательными людьми. И вот против славных воинов и умелых пахарей был развязан моральный террор, а затем и физический. В гражданскую войну из 4,4 миллиона казаков осталось чуть более двух. В 30-х годах число жертв увеличилось.

В нашем сознании укоренился еще один предрассудок: казаки, мол, дикие, темные люди. Достаточно вспомнить образ уральского казака в фильме "Чапаев" - этакий косноязыкий тупой казачина, которого бойко берет в плен Петр Исаев. На самом же деле у казаков хорошо действовала система народного образования. "Троицкая газета" от 2 марта 1916 года отмечала, что среди мужского населения (будущих воинов-пахарей) грамотность составляла 92 процента.

В каждом поселке, а нередко и в крупном хуторе нашего края имелось две школы - мужская и женская. В 51 1 казачьих учебных заведениях в 1900 году обучалось 35670 мальчиков и девочек, а если прибавить число обучающихся юношей и девушек в гимназиях, кадетских корпусах, военных и реальных училищах, то казачьих детей обучалось более половины от всего контингента. Едва ли не сто лет назад в Оренбургском войске было осуществлено бесплатное начальное образование.

И еще один миф необходимо развенчать. Не были казаки националистами и антсемитами. Само по себе Оренбургское войско (как и другие) было многонациональным, многоязычным: русские, украинцы, татары, башкиры, калмыки, мещеряки, копиры, мордва, поляки, немцы и евреи - все они мирно уживались на одной земле и несли службу во славу Отечества.

При штабах, лазаретах, в банках и в сфере обслуживания, в поселках и станицах, в уездных и губернских городах трудилось много немцев, поляков и евреев. Так, в адресе-календаре за 1917 год указано, что судьей Оренбургского окружного суда был Сергей Васильевич Бимберштейн, товарищ председателя - Казимир Грецианович Рафаилович, попечитель детского при - Лев Ипполитович Шотт, врачами числились Моисей Эскин, Эстер Грубель, коммерческим бухгалтером - Г.М.Цукерман и т.д. В 60-х годах девятнадцатого века генерал-губернатор Оренбуржья А.П.Безак был евреем. Более того, в составе Донского войска числилась станица Новониколаевская, состоящая целиком из казаков-евреев. Екатерина II в конце своего царствования переселила на Дон для обслуживания казачьего хора десять еврейских семей. С той поры они жили бок о бок с сынами степей, ничем от них не отличались: освоили язык, нравы, носили казачью форму, пели донские песни, служили на равных Отечеству, но молились отдельно - в синагогах. Предки наши жили мирно.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.