Жатва смерти ожившие голоса истории

Огромную и страшную жатву собрала смерть по селам и городам бывшей Российской империи во время голода 1921 - 1922 гг. Под ее косой в жутких муках погибли миллионы людей. Со страшно вздутыми животами, набитыми корой деревьев, камышом, глиной, мясом дохлых собак, а подчас и человеческих трупов, с остекленевшими от боли глазами - умирали дети.

Обтянутые сморщенной, желтой, пергаментной кожей, истощенные, похожие на ходячие скелеты, или наоборот, непомерно отекшие и распухшие от голода валялись по дорогам неубранные трупы молодых и старых мужчин и женщин.

Мы знаем кое-что о голоде в Поволжье, на Украине в 30-е годы, но от широкой общественности как-то удалось скрыть размеры голода в Челябинской губернии в 1921-1922 гг. Документы по этому вопросу, которые хранятся в Государственном архиве Челябинской области, и по сей день остаются невостребованными исследователями и учеными.

Важнейшей причиной катастрофы была политика партии, захватившей власть в октябре 1917 г. На IX съезде партии (1920) Троцкий лаконично подвел итоги гражданской войны: "Мы разорили страну, чтобы разбить белых". Но разорение страны было не только, даже не столько результатом военных действий, сколько итогом политики, последовательно, упорно проводимой Лениным до марта 1921 г. В речи на 2-м Всероссийском съезде политпросветов (17. X. 1921) Ленин изложил основы этой политики: "Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, • и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение". Редко удавалось вождю революции так ясно и откровенно представить суть своих взглядов: мы решили, нам дадут, мы разверстаем, выйдет у нас. Что будет с НИМИ, с теми, за кого МЫ все решаем, архитектора нового мира не интересовало. До тех пор пока он не увидел реальную угрозу своей власти: крестьянскую войну, загремевшую кронштадтскими орудиями у ворот Петрограда. И тогда он признал: "...Не весьма длинный опыт привел нас к убеждению в ошибочности этого построения".

ГОЛОД ПРИШЕЛ
Доклад Верхнеуральской уездной комиссии помгола
"ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА И УЕЗДА"

Прошлая весна и потом лето создали такую картину, что должен быть голод. За всю весну и все лето не было дождей, конечно, все погибло от жары в 40 -- 45 градусов. Наш уезд, когда-то богатый, превратился в истинную пустыню. Насколько взор охватывает, всюду виден был только красный песок, которого до этого лета не было и который при малейшем ветре поднимается в целые тучи, представляя как бы приближающуюся игру дождя, обманывая исстрадавшихся людей.

В июле месяце было видно, что не будет ни хлеба, ни кормов, а запасы прошлых урожаев иссякли, и вот люди накинулись на разного рода коренья, траву, даже землю под названием "Благодатная".

Многие коренья были ядовиты, и люди, наевшись их, или опухали, или умирали. Но вот появились, хотя и в малом количестве, свежие овощи, люди немного отдохнули и как бы забылись. Но дорого обошелся населению этот короткий отдых. Уже с апреля месяца голод начинает давать о себе знать. Полученные продукты сьедены, а цены на них на рынке стали бешено дорожать, и бедному населению покупать их становилось непосильно. Оно нападает на разного рода травы, как-то: лебеду, березки, желуди, озерные корни, землю, торф. Но и трава на рынке от дороговизны стала не по силам, тогда население как города, так и уезда начинает собирать разные отбросы, падаль, кости и все это поедали, а когда и этого не хватило, стали ловить кошек и собак и также поедали. Но это вызвало новое явление.

  1. Кражи усиленные на продукты и скот.
  2. Глухо в народе шла молва о страшном безнравственном преступлении  о людоедстве.
  3. Большинство людей, конечно, этого делать не могли, умирали от голода.

Люди умирали десятками, сотнями. Из приложенных сведений здравотдела видно, насколько велики цифры смертности от голода. Голод везде кладет свою силу - только стоит обратить внимание на детей, живущих в коммун, домах, где питаются суррогатами... этот народ по возрасту своему отличается бойкостью и резвостью, а теперь вид их другой, печальный, с поблекшими глазами тянут одну печальную и неизбывную песню: о о о ст-ь.

О детях, в домах которых нет даже суррогатов, говорить не приходится. Они обречены на смерть от голода. Эти виды и песню можно встретить около столовой в городе, учреждениях, связанных со столовыми, а также на улицах, они просят подаяние, но труды их напрасны, им не подают, да и подавать нечего...

Насколько положение ужасно можно видеть из следующих примеров. Из поселков родители или родственники привозят своих детей в город, оставляют их на постоялом дворе и сами под тем или иным предлогом скрываются, оставив больных на произвол судьбы. Последние идут отыскивать своих родителей или родственников... Не лучше дело обстоит и со взрослыми как городи, так и уезда Распродав свое имущество и вырученные деньги проев, остаются без пищи и без крова при 30 - 35 градусах мороза. Люди толпами выходят к исполкомам и требуют пищи. Немудреное дело, что таких подбирают каждый день замерзшими на улицах. Трупов замерзших и умерших от голода людей настолько много, что Здравотдел и Собес не успевают в братских могилах их хоронить. Насколько голод забрал в свои костлявые руки людей можно видеть из следующего случая: одна женщина приходит на кладбище к сторожу и просит выдать кусочек мяса от трупа человека, конечно, сторож отказался, а она через два дня умерла, в настоящее время труп ее находится в леднике...

В городе и уезде встретить собак или кошек редкость, где имеются таковые, считаются зажиточными...

Челябинская губернская комиссия помощи голодающим, обследовав все уезды губернии, обратилась к "ОБЩЕСТВЕННОМУ КОМИТЕТУ ПОМОЩИ ГОЛОДАЮЩИМ РОССИИ". В обращении написано:

"Голод, охвативший Поволжье, захватил наряду с другими губерниями в свои цепкие лапы не менее хлебородную и богатую раньше Челябинскую губернию. Наша губерния, бывшая ранее производящей и являвшаяся одним из центров маслоделания и поставщицей всевозможного рода сырья на заграничный рынок, в настоящее время голодает... Из общего числа населения официально: признано ЦК Помголом остро голодающим В-Уральский, Троицкий, Миасский, частью Челябинский и Куртамышский уезды... по губернии признано голодающими свыше 900.000, что составляет 2/3 всего населения губернии. В это число не вошли те, которые имеют в настоящее время хоть какую-нибудь возможность к существованию, но недалекое будущее приведет и эту, оставшуюся, часть к ужасной участи голодания. За последнее время общая смертность на почве голода выразилась свыше 71.000 челов.".

Председатели сельсоветов регулярно регистрировали путем составления актов за своей подписью число умерших от голода односельчан.

О чем они думали в это время, внося в траурный список очередную жертву голода, не имея возможности ничем помочь своим землякам, можно лишь предположить. "Что вот, мол, делали революцию, обещали большевики светлое будущее, землю, волю, а вот как оно вышло на поверку-то.". И появлялись на свет в необозримом количестве такие вот записи: "1922 года 4 мая, я, председатель Лебяжевского сельсовета Филипов Тимофей, составил настоящий акт в нижеследующем: с 1 марта по 4 мая померли от голода следующие гр-не с. Лебяжья...". Далее следует список из 97 человек.

И такие списки составлялись в каждой деревне, селе, городе...

Люди ели глину, землю, кору с деревьев, камыши, падаль, кал, собак и кошек, дохлых лошадей, коров, человечину, своих детей, чужих детей, трупы.

"Исполнительный комитет Сухоборского волостного совета.

В Челябинский народный комитет земледелия. 6 марта 1922 г.

На почве голода люди кушают все, что попадает им под руку, как-то: кошек, собак, дохлых лошадей, всевозможные суррогаты, тину озерную, мох, кожу. Но более грозная и ужасная картина, что грабеж с убийствами усиливается".

В сводках, поступающих на имя начальника Верхнеуральской милиции, сообщалось о случаях людоедства детей.

"Сводка

Начальнику Верхнеуральской гор. милиции.
Довожу до вашего сведения, что во вверенном мне 4-м районе станицы отправлены в Губкомпомгол:

"За это маленькое время положение населения в отношении голода сильно изменилось в худшую сторону.

Из всех станиц поступают сведения о том, что голод день ото дня усиливается, скот поедается, и людоедство принимает такие размеры, что местные власти ставятся в безвыходное положение.

В станице Кизильской проводится хищение трупов с кладбищ, а также из могил, что подтверждается актом... Из станицы Потоцкой уполномоченный Укомгола пишет, что в поселке Амурском семья съела трех своих умерших детей и двух зарезала".

Преступления на почве голода или голодные преступления принимали самые невероятные, ужасающие формы, которые раньше если и встречались, то только в фильмах ужасов. Поэтому члены комиссии по борьбе с последствиями голода, составляя "записку", выделили в ней особый раздел "Голодные преступления".

"Одновременно с голодной смертью на почве голодания получили значительное развитие различные специфические формы голодной преступности: самоубийства, вызванные голодом, убийства членов семьи в целях облегчения от голодных мучений или с целях оставления живым больших продовольственных запасов, убийства с целью грабежа, голодные кражи, трупоедство, людоедство...

В общем людоедство получило в губернии довольно широкое распространение. Особенное развитие оно получило в В-Уральском уезде, наиболее тяжело голодающем уезде губернии, где за август месяц зарегистрировано всего 86 случаев людоедства В общем по губернии зарегистрировано следующее количество случаев людоедства в 3-х наиболее голодных уездах: В-Уральском - 84, Троицком -5, Миасском - 7. Всего по губернии 98".

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.