«Я знался с богами…»

Страшная судьба — мученическая смерть в сталинских застенках — прервала его мощный шаг, и мы никогда не узнаем, что писали ему дорогие нам люди А.Родченко, К.Бальмонт, В.Маяковский… Кто еще? Даже круг друзей по той же причине малоизвестен.

Реальная жизнь Николая Русакова, пусть с пробелами, все-таки выстраивается через легенды, скупые архивные данные, редкие упоминания в прессе, через память умудренных сединами мужей, разменявших сегодня восьмой, а то и девятый десяток — тогдашних мальчишек…

Со времени публикации в «Вечерке» к 100-летию со дня рождения художника появился новый круг фактов, уточнены прежние. Так мы узнали точную дату расстрела художника — 30 декабря 1941 года ( из ответа Комитета госбезопасности от 14/1Х 1989 г.). И еще многое будет уточняться, дополняться. Интерес к Русакову, к личности и его творчеству, понимание его значимости ширится. Молодое поколение челябинских художников видит в Русакове столь необходимые генетические связи с историей художественной культуры Челябинска. И чем отдаленнее, тем глубже будет разрабатываться эта связь. Таков закон исторической значимости явления: ценность подлинно творческого, духовно значимого с течением времени возрастает.

Картины художника были спасены от физического уничтожения, но не от разрушения. Художник-реставратор Челябинской областной картинной галереи Виктор Павлович Кочнев совершил огромный и непосильный по срокам труд — за год с небольшим распрямил и расчистил, укрепив красочный слой, 36 картин, писаных часто на пяти-шести кусках холста, часто не только холста ( в ход шли скатерти, полотенца с мережкой, матрацная ткань), потому требовавших дублирования, наращивания другим холстом. И вот теперь вся эта мощная красочная стихия сверкает перед нами.

Импрессионизм и Ван Гог — как выражение раскрепощенности красоты, текучести жизненных явлений, стремление собрать их в ярко вспыхивающий чувствами сгусток, и потому Н.Фешин и К.Коровин — учителя.
Путь на Восток Русакова • это вторая попытка углубления в доисторические времена, к первоистокам, к колыбели человеческой цивилизации. И здесь он не одинок. Тем же путем идут многие русские художники, и прежде всего Н.К.Рерих, и именно в это же время. Но Рериху суждено было идти дальше.

Двадцатые годы. Голод, разруха. Кому нужны картины, серьезная, глубокая живопись? Писать картины Русаков не бросает, но и непосредственно участвует в жизни — основывает изостудию. Руководил и преподавал в ней, не получая даже пайка, а на руках семья… И среди всех этих забот -картины об Индии. С думой и с болью, с мечтой о свободном Востоке. И в этом он — единственный на Урале и типичный среди своего поколения художников, для которых Восток — не только сумма экзотических впечатлений, но всеземная проблема самообретения человеком его сущности, освоение живописи — нового пластического языка XX века.

И еще одно имя, но уже в реальном измерении непосредственного контакта, общения человеческого и творческого — Александр Родченко. Нити жизни и творчества связывают их уже в 1912 году в Казани — портрет Русакова, исполненный Родченко в мощной пастозной манере, благодаря журналу «Огонек» №4 за 1989 год, известен теперь самой широкой публике. 1915 год — Русаков пишет в Москве портрет Родченко. И эти портреты-визави можно теперь увидеть вместе. 1926 год — Родченко фотографирует Русакова. Были ли встречи еще? Можно не сомневаться — были достаточно часто, до отъезда Русакова из Москвы в 1919 году. А потом? Сколько раз взбегал Русаков по винтовой лестнице дома во дворе -колодце Московского училища живописи, ваяния и зодчества (где потом расположился ВХУТЕМАС) в мастерскую Родченко. Кого только он не видел здесь?!

Кубо — конструктивистские серповидные, движение надвигающихся и рассекающих друг друга плоскостей, налагающихся в пространстве, разноокрашенных и рождающих от совмещения новые цветоплоскости и цветопространства, архитектоны (Малевич?). Идеи новой архитектуры с фермами-опорами, где жизнь происходит по-настоящему не на земле, а над землей, архитектура претворяется в верхние фасады — вот оно, «визави», Родченко-Русаков, картина «Граждане интернациональной Республики Советов», акварель «Шанхай. Курильщики опиума».

Слои образов, крупные направления и течения искусства первой трети XX века, пласты, из которых рождается культурная общность XX века — вот что такое живописец Николай Русаков, создавший свое искусство на острие новой художественной культуры.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.