Воспоминания М.А.Храпко
В начале мая 1933 г. меня вызвал директор опытного завода А.Я.Поваляев. В кабинете Поваляев был один. Совершенно неожиданно он сказал мне: "Звонил Ловин и приказал немедленно направить тебя на основной завод и чтобы ты через час сообщил ему о том, что принял сборочное отделение механосборочного цеха основного завода, начальником которого ты назначаешься". Завтра сообщи, кого из рабочих сборочного цеха перевести на основной завод на помощь тебе.
Временно исполняющим обязанности начальника сборочного отделения был инженер-механик Николай Николаевич Перовский, один из потомков Софьи Перовской. Мы знали друг друга хорошо: жили в одном доме, даже ходили вместе на лыжах. Вместе с Перовским обошли все участки сборочного отделения, конвейер сборки двигателей и главный конвейер сборки тракторов. Коробка скоростей собиралась на тележках с деревянными рамами, передвигаемыми вручную по рельсам. Конвейеры были пустыми и даже сборка узлов трактора не начиналась. До выпуска первого трактора 15 мая оставалось 8 дней и три недели до пуска завода 1 июня, когда с конвейера в соответствии с постановлением правительства должны сойти 12 тракторов, заданные программой мая 1933 г.
После обхода сборочного отделения, я сказал Перовскому, что принял у него сборочное отделение, что он будет моим заместителем. Затем позвонил директору завода К.П.Левину, что я принял сборочное отделение основного завода. Работа предстояла огромная -- за 3 недели выпустить 12 тракторов по программе и еще 1 трактор 13-й сверх программы -- комсомольский, в соответствии с их соцобязательствами.
Не было никакого письменного приказа, не было актов о сдаче мною сборочного цеха, ни акта о приемке мною сборочного отделения механосборочного цеха основного завода. Был только приказ директора завода Ловина по телефону и через 1 час 30 минут я доложил ему, что приказ его выполнен, и я приступил к исполнению обязанностей начальника отделения сборки на основном заводе.
На следующий день по моему списку с опытного завода прислали 7 рабочих<борщиков, в числе которых были Г.Гублин, М Макагон, М.Суровцева, Д.Саткин и др. К сожалению, не все фамилии остались в памяти. Когда они распределились бригадирами на все участки сборки, мы начали проверять на складе наличие готовых деталей для сборки узлов трактора, а также обеспечение комплектующими изделиями. Многие детали пришлось убрать со склада, т.к. они, по неопытности рабочих, были сданы в незаконченном виде, подлежали дальнейшей обработке. В результате я составил список деталей, недостающих для сборки всех 12 тракторов, и четкий график подачи этих деталей в сроки, обеспечивающие сборку тракторов.
В момент проверки нельзя было собрать ни одного узла из-за некомплектности деталей.
В первый же день начальник механосборочного цеха Э.Б.Цирлин собрал начальников всех отделений цеха, и я ознакомил руководящий состав с обеспечением сборки деталями на данный момент и графиком подачи недостающих деталей.
Такие совещания оперативки проводились ежедневно.
Когда начала налаживаться сборка двигателя, коробки скоростей, ходовая часть, я вместе с Перовским пошел на главный конвейер. Вдоль длинной траншеи главного конвейера с обеих сторон тянулись по два рельса, по которым катится трактор на нижних роликах тележек. Собираемый трактор присоединялся к конвейерной цепи, двигавшейся посередине траншеи. Главный конвейер прерывного действия: он включается только для перемещения собираемых тракторов на следующее рабочее место. Рельсы, по которым катится трактор, лежат на бетонном основании и крепятся болтами, забетонированными между рельсами с помощью накладок и гаек, прижимающих рельсы к основанию. Эти крепления располагались через каждые 50 см.
Стоя в траншее главного конвейера вместе с Перовским, я представил себе, как будет двигаться трактор по конвейеру. Вдруг меня охватил ужас. Я понял, что трактор по конвейеру не пойдет. Спросил Перовского, как он проверял работу главного конвейера. Он объяснил: поставил на конвейер две тележки трактора, подсоединил их к цепи конвейера и тележки покатились по рельсам.
Беда была в том, что если на тележку будет посажена коробка скоростей с ведущими колесами — звездочками, движущими гусеницу, то зубья звездочек будут упираться в крепления рельс, и трактор не сможет двигаться по конвейеру.
У Перовского слезы покатились из глаз: он принял у монтажников конвейер. "Это мне будет стоить партбилета", — сказал в отчаянии Перовский. Я его старался успокоить: виноваты прежде всего конструкторы конвейера, а не только он один.
Я позвонил директору завода, в чем дело; сообщил о конвейере Э.И.Гуревичу, о необходимости изменить крепление рельс главного конвейера к основанию. Трое суток пришлось монтажникам работать: срубить старое крепление, установить новое крепление, забетонировать "быстро схватывающимся" бетоном и все время поливать его водой из леек. Главный конвейер был восстановлен, сборка тракторов прошла нормально, и никто из виновников допущенной ошибки не пострадал.
11 мая началась сборка первого двигателя. 12 мая собранный двигатель в 11 часов вечера был установлен на один из стендов "Макс Леве" испытательной станции. В течение 3 часов первый двигатель обкатывался на стенде с постепенным увеличением оборотов до 650 об./мин. Потом ему дали нагрузку, которая постепенно повышалась, и на расчетных оборотах мотор развивал мощность 67 лошадиных сил. Первый двигатель был принят ОТК и поступил на сборку трактора --на главный конвейер.
Утром 14 мая первая собранная коробка скоростей была установлена мостовым краном на тележки трактора, началась сборка на главном контейнере, и в 10 часов вечера собранный трактор поступил в окрасочную камеру.
15 мая первый трактор, пройдя окраску и сушильную камеру, сошел с главного конвейера, был заправлен топливом и маслом. Сборщик-водитель М.Макагон завел двигатель, трактор выехал на разложенные гусеницы, натянул их на себя с помощью сборщика Г.Губкина и его помощника. Затем звенья гусеницы были замкнуты, и, наконец, Г.Губкин забил кувалдой замыкающий палец в обе гусеницы и закрепил их шплинтами. Первый трактор был собран, я сел на трактор рядом с Макогоном, и мы выехали на погрузочную площадку и через открытые ворота МСЦ выехали на заводской двор.
Это было 15 мая 1933 г. в 3 часа 40 минут дня. В этот день и накануне на сборке была масса народа, всем хотелось видеть рождение первого мощного гусеничного трактора ЧТЗ. На завершающей сборке первого трактора присутствовал директор ЧТЗ К.П.Ловин, секретарь парткома В.И.Кайгородов и масса людей, создателей этого трактора и гостей. Этот день был для всех необыкновенным праздником, все волновались и радовались, но работы было еще много: собрать все 1 3 тракторов к 1 июня 1933 г., к дню официального пуска завода.
Завод готовился к пуску. Заканчивалась сборка последних машин майской программы. В цехах обрабатывались детали для программы июня месяца. Здание заводоуправления и цехов были украшены огромными панно, плакатами и диаграммами. На площади между МСЦ, кузнечным и инструментальным цехами была построена большая трибуна.
На торжества съезжались гости со всей страны. Прибыла делегация Особой Дальневосточной армии с приветствием, подписанным В.К.Блюхером и членами Реввоенсовета.
Делегация из Тагильска прибыла с ценным подарком: 78 телок и 15 бычков племенных "тагилок" для подсобного хозяйства — Харинской молочной фермы.
В адрес ЧТЗ пришли десятки поздравительных телеграмм от партийных, правительственных органов СССР и союзных республик и многих, многих заводов и организаций.
Накануне вечером, 31 мая, в клубе состоялось расширенное заседание Уралоблисполкома, горсовета, бюро горкома партии с участием ударников ЧТЗ и делегаций прибывших на пуск завода. По заводу был объявлен приказ директора, в котором он поздравлял коллектив ЧТЗ с пуском завода, выражал благодарность за доблестный труд. Многие работники ЧТЗ награждались почетными грамотами и ценными подарками. В числе награжденных был и я: получил памятный подарок — золотые часы. Утром 1 июня в Челябинск прибыл Председатель ЦИК СССР М.И.Калинин. После короткого митинга на вокзальной площади М.И.Калинин поехал на ЧТЗ. Он осмотрел цеха: инструментальный, кузнечный и литейный. В механосборочном цехе М.И.Калинин осмотрел автоматное, револьверное отделения и перешел на сборку трансмиссий и главный конвейер. В присутствии М.И.Калинина с главного конвейера сошел тринадцатый - - комсомольский трактор. Увидев на радиаторе трактора большой значок "КИМ", М.И.Калинин спросил: "Что это означает"? Секретарь парткома пояснил, что это 1 3-й сверхплановый трактор, собранный по инициативе комсомольцев. М.И.Калинин похвалил: "Молодцы комсомольцы: умеют работать и показать товар лицом", — и шутя заметил: "Не каждое число 13 бывает несчастливым".
В 3 часа 30 минут на заводской площади состоялся торжественный митинг. Площадь была заполнена рабочими завода и многочисленными делегациями предприятий Челябинска с плакатами, со знаменами. Четким шагом прибыли бойцы Челябинского гарнизона, неоднократно участвовавшие в субботниках на строительстве завода.
Тепло приветствовали собравшиеся подъехавших на машинах М.И.Калинина и других гостей, поднимавшихся на трибуну. Митинг начался, паросиловая завода дала протяжный гудок, который был поддержан ЧГРЭСом, заводом им.Колющенко и другими предприятиями. Каждый из работников ЧТЗ и участвовавших в строительстве завода был взволнован и горд, что и его частица труда вложена в общий огромный труд.
После выступления К.П.Левина из ворот механосборочного цеха на заводскую площадь один за другим выехали 1 3 тракторов, мощных, гусеничных. На последнем 13-м тракторе значок "КИМ" и лозунг "Комсомол — верный помощник партии". Колонна тракторов прошла перед трибуной. На первом тракторе водитель М.Макагон и рядом с ним ?. Второй трактор вела Маша Суровцева, а тринадцатый—комсомолка Даша Ветрянкова.
Колонна тракторов была встречена восторженными криками, всеобщим ликованием. Когда людское море утихло, выступил М.И.Калинин. Он отметил, что вступил в строй тракторный завод, который по техническому оснащению и проектной производительности является самым первым не только в Советском Союзе, но и в мире, о том, как будет работать завод, следить будут не только у нас, но и за рубежом. Быстрейшее освоение современной техники и достижение проектной мощности будет зависеть от четкой организации труда, крепкой дисциплины. Огромное количество средств, труда затрачено на строительство завода, израсходовано значительное количество валюты. Рабочие ЧТЗ обязаны в короткий срок освоить проектную мощность завода и давать продукцию высокого качества. В заключение М.И.Калинин пожелал освоить так же хорошо завод, как он был построен. Последние слова М.И.Калинина были встречены аплодисментами и восторженными возгласами.
Не обошлось дело без комического происшествия в праздничном торжестве. Во время выступления М.И.Калинина над трибуной стал кружиться самолет У-2 и разбрасывать листовки о трудовой победе и пуске ЧТЗ. Шум самолета заглушал голос М.И.Калинина. Он остановился и поглядел на небо, на самолет. Все присутствующие на митинге стали кричать и махать руками отгоняя самолет. Летчик не сразу понял, что его не приветствуют на земле, а отгоняют, что он мешает, а потом, сообразив в чем дело, улетел. М.И., продолжая выступление, заметил, что необходима высокая организованность и порядок на производстве для успешной работы завода, а что, мол, это за организация: я говорю, а он летает и разбрасывает листовки.
В тот же день, приказом по НКТП за подписью Серго Орджоникидзе Челябинский тракторный завод был зачислен в число действующих предприятий страны. Сбылась мечта: за три года построен огромный завод там, где было чистое поле, построены многоэтажные жилые дома, проведены шоссе и железнодорожные ветки, построены школа, фабрика-кухня, кино, клуб, учебный комбинат. Высажены крошечные деревья, но они вырастут большими тенистыми деревьями.
Все центральные, и не только центральные, газеты откликнулись на пуск ЧТЗ, как на знаменательное событие. Празднование пуска ЧТЗ длилось 3 дня. Вместе с работниками завода радость праздника разделяли все челябинцы. В эти дни сады, парки, сосновая роща были местом массовых гуляний. По вечерам на фасадах заводоуправления и цехов ЧТЗ вспыхивали огни иллюминации. 2 июня 1933 г. в киноклубе ЧТЗ состоялось собрание, присутствовали рабочие-ударники, мастера, инженерно-технические работники, партактив ЧТЗ и гости с других предприятий. Перед собравшимися выступил М.И.Калинин на тему, как работать дальше. М.И.Калинин говорил: "Ваш завод на виду, вам многое дано и, разумеется, с вас многое спросится . Работу нужно организовать так, чтобы каждый человек, работающий на тракторном заводе, чувствовал свою ответственность. Нужно заботиться о бытовых условиях работников — это закрепит кадры, успех работы будет зависеть от степени организованности от постановки планирования. План завода должен составляться так, чтобы при напряжении всех сил он мог бы быть выполнен". Дальше Калинин остановился на исследовательской работе. Надо широко развернуть научно-исследовательские работы, привлекая к ней ученых - • надо смотреть вперед. В заключение М.И.Калинин сказал: "Челябинские тракторы очень нужны стране. Гусеничные машины играют огромную роль в усилении обороноспособности страны".
Программа июня месяца была 25 тракторов, а за 7 месяцев 19 предстояло выпустить 2000 тракторов. Программа из месяца в месяц нарастала. Директор завода К.П.Ловин приказал: в июне увеличить программу -40 тракторов. Детали поступали не комплектно, было много брака, сборку лихорадило. Все строительные недоделки дирекция требовала устранять силами цеховых работников. Применялись принципы администрирования, писались приказы, а дела шли плохо. Затруднялась работа завода смежниками: несвоевременной поставкой металла необходимого профиля и комплектующих изделий. Администрация, партийная организация предпринимали усилия для устранения недостатков в работе Дело двигалось не так быстро, как того хотелось. Завод испытывал трудности роста, на устранения их требовалось время. Программа июня месяца -с большим напряжением Это был несомненный успех коллектива завода.
Молва о первых гусеничных тракторах, сошедших с конвейера Челябинского тракторного завода облетела всю страну.