Ж.Я.Котин

Жозэф Яковлевич Котин в 1932 году закончил военно-техническую академию. С самого начала своей инженерной деятельности он специализировался на конструировании танков в Ленинграде. С его участием разрабатывалось несколько моделей.В 937 году Котина назначают главным конструктором Кировского, и здесь создается тяжелый танк "КВ" Ворошилов"). Эта машина осваивалась в производство на ЧТЗ в Челябинске, перед войной были собраны первые машины. Именно поэтому сюда в начале войны эвакуирован Кировский завод. Слившись с ЧТЗ и другими эвакуированными заводами, он образовал крупнейший в стране Кировский танковый завод в Челябинске. Котин стал главным конструктором.

Он прилетел в Челябинск 1 1 октября 1941 года. Незадолго до отлета ему и директору завода И.М.Зальцману было присвоено звание Героя Социалистического Труда за тяжелые танки "КВ", которые уже превосходно показали себя в боях.

В Челябинске Котин, оставаясь в прежней должности главным конструктором Кировского, был назначен замнаркома танкостроения. Наркомат располагался от завода недале^В • в здании только что отстроенного универмага.

Из Танкограда уже в конце сорок первого потоком пошли на фронт "КВ", затем и средние танки - "тридцатьчетверки". А мозговой центр завода - КБ Ж.Я.Котина и Н.Л Духова ломал голову не только над совершенствованием своего детища (хорош "Клим", а надо, чтоб стал еще лучше), но и над созданием новых, еще более грозных машин.

Осенью сорок второго Котина вызвали в Москву. Появились новые немецкие танки - "Тигры" и "Пантеры". Приказано срочно создать технику, которая могла бы успешно с ними сражаться. Срок для выполнения задания Государственный Комитет Обороны выставил жесткий. На проект, воплощение в металле и обкатку - один квартал. Решили совершенствовать тяжелый танк и освоить выпуск тяжелых самоходных орудий на его базе.

Таким образом, принципиально новым по инженерной идее стал ИС-("Иосиф Сталин"). Этот танк вошел в историю войны как машина прорыва. Остановить ИС-1 было невозможно. Охотником за вражеским бронированным "зверьем" стала самоходная артиллерийская установка (САУ). Мощное орудие, установленное на шасси тяжелого танка, даже выстрелом в лоб выводило из строя "тигры" и "пантеры". За выполнение этого задания Котин и ряд челябинских конструкторов были отмечены Сталинской премией.

После войны Ж.Я.Котин, как и большинство кировцев, вернулся в Ленинград, оставшись главным конструктором Кировского завода. Под руководством Котина были созданы новые модели танков, тяжелые трактора, в том числе знаменитый на весь мир К-700.

В шестидесятые годы Котина переводят в Министерство оборонной промышленности, он становится заместителем министра в чине генерал-полковника инженерной службы. С 1972 годы Ж.Я.Котин - член научно-технического совета министерства.

Ж.Я.Котину четырежды присуждались государственные премии.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.