Первый директор

Алексей Яковлевич Поваляев работал на Первом участке службы пути станции Челябинск кузнецом. Он стал интересоваться политической жизнью, и в семнадцатом уже свободно ориентировался в программах различных партий.

К лету семнадцатого года на станции был организован отряд Красной Гвардии во главе с В.И.Евтеевым. Поваляев становится красногвардейцем. Он участвует в разоружении эшелонов на станциях Шершни, Потанино, в боевых действиях против Дутова. Алексей научился водить авто и становится шофером штаба.

В момент восстания белочехов Поваляев дежурил в железнодорожном Совете. Три тревожных дня, пока не была разогнана советская власть, он находился при Евтееве и Васенко. 30 мая Евтеев дает ему задание отвезти на машине товарища Фивского, которому чехи грозят расстрелом. Власть уже фактически была у контрреволюционеров, и Поваляев с риском для жизни вывез из города Фивского и еще двух товарищей. В Троицке он участвовал в боях с белочехами, пока те не заняли город. Бросив машину, Поваляев в товарняке возвращается в Челябинск. Здесь шли аресты советских активистов.

Через несколько дней Поваляева вызвали на допрос, его обвиняли в принадлежности к большевикам и участии в боях с белыми. Выпустили его через три месяца и в октябре мобилизовали в армию. Как ненадежный, он попадает в артиллерийскую часть слесарем, где заболел тифом и был отправлен в Челябинск к родителям выздоравливать. Дома он достал документы о непригодности к воинской службе и устроился слесарем в гараж. Волна весенних арестов не обошла и Поваляева, однако никаких улик против него не нашлось, и через два месяца он опять вышел из тюрьмы. Он оставался на свободе до прихода Красной Армии.

Утром 23 июля Поваляев участвовал в захвате станции. Когда была обьявлена запись в рабочий батальон Германа Мешина, он вступил в его ряды и участвовал в Челябинской битве. После освобождения Кургана Поволяева, как и других железнодорожников, демобилизовали и вернули на станцию Челябинск на нормализацию работы транспорта.

В гражданскую войну Алексей Яковлевич работал слесарем. В начале двадцатых он заканчивает рабфак в Петрограде. По возвращении его выбирают председателем линейного комитета железнодорожников. С 1925 года Поваляев - председатель Челябинского горсовета.

Главной стройкой первых пятилеток в Челябинске был Тракторострой.

Как известно, в основу тракторного гиганта взят проект американской фирмы тяжелых гусеничных тракторов "Катерпиллер". Сюда командируется группа завтрашних тракторостроителей набираться опыта. Среди них был и Алексей Яковлевич. Около года продолжалась практика на предприятиях фирмы знаменитого автомобильного магната Форда.

По возвращении Поваляев и его товарищи -• их стали именовать американцами - включились в монтаж оборудования. К тому времени основные корпуса были уже построены Алексея Яковлевича поставили поначалу бригадиром, затем он стал начальником цеха и, наконец, директором завода, с которого начинался ЧТЗ. Под его руководством собирались, обкатывались и доводились до серийного производства первые модели челябинских тракторов.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.