Как и во всех селениях, стоящих в стороне ог стержневого течения жизни, большинство жителей Симы старожилы, ведущие свой род от первопоселенцев, связанных между собой нитями родства. И совсем неслучайно на стене памяти павших на войне многие фамилии повторяются - Лаптевы, Марковы, Гузаковы, Волковы... Повторяется в Симе и фамилия Курчатовых.
И это не удивительно. V деда Игоря Васильевича, мастерового Симского завода, было десять детей. Многих из Курчатовых жизнь разбросала по земле, а часть оставила на родине.
Игорь Васильевич покинул родные места в детстве. Вернулся же сюда уже памятником, когда стал кавалером двух Золотых Звезд. Полагалось тогда на родине дважды Героя ставить бюст и при жизни. Поторопились, вот и стоит памятник ученому с "ошибкой". Курчатов - трижды Герой Социалистического Труда, одной Звезды на памятнике не хватает.
Игорь Васильевич - из российской интеллигенции, бурно пополнявшей свои ряды в начале века. Его дед вышел в люди смекалкой да самообразованием, работал он заводским казначеем. Потом занялся предпринимательством - торговлей, скупкой "недвижимости" и сколотил кое-какое состояние. Особого богатства не нажил, потому что пускал капитал, в основном, на образование детей. Все они его получили - или высшее, или среднее: пять сыновей из семерых, а дочки стали учительницами. Василий Алексеевич закончил землемерное училище в Уфе и стал работать в родном гор-ном округе лесничим. Стремление дать детям образование (какие возможности в заводском поселке!) заставило его Памятник н Челябинске, автор В.Лвакян перебраться в Симбирск, а затем в Симферополь (по болезни дочери).
Революция, как и многие роды, разделила навечно и Курчатовых. Пятеро Алексеевичей - Василий, Мартирий, Дмитрий, Иван и Михаил -остались в России. Двое - Сергей (подполковник, три войны, в гражданскую на стороне белых на юге России) и Владимир (командир автороты, две войны, в гражданскую на стороне белых в Сибири и на Дальнем Востоке) эмигрировали.
Из зарубежных Курчатовых видным ученым стал Мстислав Сергеевич. Металлург, он - автор многих научных трудов, профессор, заведующий лабораторией Болгарской академии наук, известный специалистам и у нас.
Из российских Курчатовых оставили заметный след в науке Игорь и Борис Васильевичи.
Старший - Игорь - учился в Симферопольской гимназии, закончил физико-математический факультет Крымского университета в 1923 году. С 1925 года работал в Ленинградском физико-техническом институте и других учреждениях Академии наук, занимаясь исследовательской работой, специализируясь на изучении атома. Фактически создал новую область науки - учение о сегнетоэлектричестве, обнаружил атомную изометрию.
По сути дела, Игорь Васильевич всю свою научно-исследовательскую жизнь посвятил радиоактивности и атому. Его первая экспериментальная научная работа - исследование альфарадиоактивности снега. Это двадцать третий год - ему двадцать лет. Через год - работа по медленным электронам. Вплотную (с отвлечением лишь на размагничивание кораблей в войну) Курчатов занялся ядерными проблемами в начале тридцатых В тридцать третьем он уже начальник отдела ядерной физики в Ленинградском физтехе.
В 1934 году в 31 год Игорь Васильевич стал доктором наук, в тридцать два года - профессором, тогда же он написал монографию "Расщепление ядерного ядра". В тридцать три года стал заведовать лабораторией ядерных реакций. Наработок по ядерной физике к началу войны у него было едва ли не больше, чем у других, и разброс их шире. Удивительно ли, что именно Курчатова, по рекомендации его учителя А.Ф.Иоффе, поставили научным руководителем Урановой проблемы. Говорят, предложили самому Иоффе, он назвал Курчатова.
Организатор научных разработок, он непосредственно руководил многими из них и, несмотря на занятость, участвовал лично во многих.
Курчатов по заслугам стал первым в стране трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий (первая за размагничивание кораблей) и первой в стране Ленинской премии. По заслугам, главный оружейник страны был награжден премией Мира имени Ф.Жолио-Кюри. Со времени первой атомной бомбы он работал над мирным атомом. Первая АЭС в Обнинске и последующие создавались с его участием, как и первый атомоход "Ленин".
Буквально за три недели до смерти он выступал на Верховном Совете с речью о разоружении и прекращении испытаний ядерного оружия "повсеместно и на вечные времена". Так пионером ли был в этом деле академик Сахаров?
5 февраля 1960 года Игорь Васильевич слушал в консерватории "Реквием" Моцарта. 7 февраля в 12 часов 15 минут скоропостижно скончался от тромба в сердце во время беседы с Ю.Б.Харитоном на скамейке в Барвихе. Похоронен в Кремлевской стене.
Его имя носят город на Семипалатинском полигоне, поселок Курской АЭС, химический элемент, район в Челябинске, немало улиц. Памятники ученому стоят в Челябинске, Курчатове, Озерске (комбинат "Маяк"),и Симе, институте его имени в Москве.
Борис Васильевич Курчатов (1905-1972) до конца дней своих, в отличие от старшего брата, оставался в числе "знаменитых без фамилий". Конечно, его затеняла фигура брата, старшего на два года, хотя и он был крупным ученым и также составил честь роду. Даровитый химик, он всю жизнь проработал в радиохимии под началом брата, зачастую выполняя его конкретные задания. Игорь Васильевич доверял ему самые серьезные исследования.
Б.В.Курчатов считается одним из основатепей отечественной радиохимии. Как и брат, он немало лет отдал работе в Ленинградском физико-техническом институте. С братом ушел отсюда в 1943 году в Урановую проблему. Братья — соавторы открытия сегнетоэлектричества как и ядерной изометрии брома. Борис Васильевич до смерти работал в организованной братом Лаборатории №2 - институте атомной энергии. Именно под его руководством получено впервые в стране лабораторное и реакторное количество плутония, изучены его свойства. Внес немалый вклад в развитие атомной энергетики и химии искусственно-радиоактивных элементов, химии продуктов деления.
Доктор химических наук, профессор, лауреат трех государственных премий.