...1786 год. В Челябинском округе - вспышка непонятной болезни. Она уносит тысячи жизней, наводит страх на жителей уральского края. Степан Семенович Андреевский, лекарь по образованию, в составе специальной комиссии направляется к нам из Петербурга. Время шло, комиссия работала, а болезнь не унималась. Тогда лекарь Андреевский пошел на отчаянный шаг. В присутствии свидетелей ученый заразил себя «материей, взятой из язвы больного», благодаря чему нашел пути лечения и профилактики страшной болезни. Историки, сталкивающиеся с этим фактом, пишут, что 18 июля 1788 года вписано в историю отечественной и мировой медицины золотыми буквами.
Андреевский тяжело заболел и в ходе болезни ежедневно фиксировал свое состояние на бумаге до тех пор, пока оно настолько не ухудшилось, что он уже не мог вести наблюдения. Врач пишет об этом с сожалением: «Расстройство и помешательство мыслей, соединенные с превеликим страданием, воспрепятствовали мне сохранить в памяти тогдашнее мое состояние во всем существе его...» В критический период записи продолжал его верный помощник В. Жуковский, позже ставший основателем челябинской городской больницы.
Так было опровергнуто существовавшее в западноевропейской медицине и поддерживавшееся большинством врачей-иноземцев в России мнение о происхождении болезни от укусов насекомых. Была установлена возможность передачи ос от животных другим животным и людям. Врачи подробно описали клиническую картину, разделили болезнь на три степени по тяжести ее течения, определили формы болезни с поражением внутренних органов без кожных проявлений и разработали профилактические методы против ее распространения, сохранившиеся и до наших дней.
Первое время труд не был оценен по достоинству. В качестве награды Андреевский получил чин штаб-лекаря, а его помощник Жуковский - чин лекаря. Лишь спустя семь лет, в 1896 году, по представлению нового главного директора медицинской коллегии А. И. Васильева подвиг С. С. Андреевского был оценен по заслугам. Его наградили орденом Святого Святослава III стипени. Это был первый случай в мире, когда врач получил орден не на поле боя, а в мирное время. Но главной наградой стало все-таки то, что его труд "Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства в пользу простого народа», был издан медицинской коллегией и разослан по всей России.
После возвращения из экспедиции Андреевский служит в Петербургском сухопутном госпитале, затем в 1 792 году он был включен в состав медицинской коллегии, где проявил незаурядные реформатором медицинского дела в России. В дальнейшем Степан Семенович назначается директором Петербургской медико-хирургической академии. После этого он еще служил в министерстве финансов, затем - вице-губернатором в Гродно, в Киеве. И, наконец, в 1811 году Степан Семенович получает назначение, I ставшее последним в его жизни гражданский губернатор в Астрахани. В то время город в санитарном отношении был запущен. Новый губернатор провел целый ряд преобразований, оставив о себе благородную память.
Современники вроде бы воздали должное деятельности ученого, свидетельством чему является его научная и служебная карьера. Однако потомками подвиг этого необыкновенного врача не оценен по достоинству. На территории России нет ни одного свидетельства увековечения памяти лекаря Андреевского.
В прошлом году, листая дореволюционные издания, обнаружил следующее: в 1902 году подобный поступок совершил французский доктор Гарно. В присутствии свидетелей он привил себе коровий туберкулез с целью доказательства, что бугорчатка, поражающая коров, заразительна и для людей. "Этот результат я признаю более важным, чем жизнь, которой я рискую", - сказал доктор. Думаю, что французский врач знал о подвиге Степана Семеновича. Не продолжение ли это эксперимента российского врача по освобождению человечества от страшных болезней? Фотографии Гарно обошли весь мир. В его честь учреждена премия.
Больше во французские книги я лезть не стал Стыдно...