Нина и Саша Лохтачевы живут в знаменитом городе Златоусте. Закончили там училище, отделение художественной графики. В училище и познакомились. Работали на местном старинном заводе, где уже двести лет делают "белое", то есть холодное оружие и другие художественные вещи из уральской булатной стали. Когда непродуманная Перестройка и "дикий рынок" посадили элитное предприятие на мель, они создали мастерскую декоративно-прикладного искусства и назвали ее "Лик". К ним потянулась молодежь, внуки, правнуки и праправнуки старых именитых златоустовских мастеров. Трудно было вначале, почти бесплатно работали, но не сдавались, качеством брали, выдумкой, смелостью, соблюдая при этом традиции школы Ивана Николаевича Бушуева, великого русского мастера, которому в городе стоит памятник...
В начале девятнадцатого века в Златоусте уже дышал казенный заводик, где умели варить особую сталь. Вот при этом заводе и создали царскую мастерскую по изготовлению "белого" оружия. Выписали из Германии опытных мастеров, положили им большое жалование. Тогдашние чиновники и думать не могли, что придет в мастерскую Иванко Бушуев, местный паренек, и перешибет чванливых немцев мастерством, применит впервые синение и воронение стали, начнет гравировку не иглой, а кистью, вытравкой...
Клинок или сабля, добротные и красивые сами по себе, еще ничего не значили без каких-то знаков, рисунков и надписей. Немцы делали это неплохо, но очень уж традиционно, без души, без выдумки. А Иван Бушуев, кроме положенных царских корон и двуглавых орлов "выпустил" на холодное оружие стремительно мчащегося коня, да не простого, а крылатого. И понеслись эти необычные бушуевские кони по всей России, по Европе да и по всему миру. Понеслись и всех покорили. Великие князья, генералы и адмиралы, заказывая себе "белое" оружие, просили, чтобы руку приложил непременно Иван Бушуев...
Крылатые бушуевские кони понесли на своих крыльях не только славу России, но и талант златоустовских мастеров, передавая его из поколения в поколение. Дожил этот талант и до наших дней.
- Заказ к нам поступил от правительства Москвы, - рассказывает Александр Лохтачев. - Помимо Щши и Меча Победы для мемориального комплекса на Поклонной горе надо было изготовить еще четыре меча для президентов США, Англии, Франции и России - для президентов всех стран, боровшихся против фашистской Германии. Времени у нас было в обрез, всего полгода. Ребята волновались. Шутка ли - к 50-летию Победы да на саму Поклонную гору! Какими должны быть эти изделия?
- С эпохи Александра Невского мы все оружие проследили, сотни эскизов сделали. Материал опробовали такой: сталь, бронза, латунь, никель, золото, драгоценные камни. Камни ведь тоже надо было с умом расположить и в металл вписать. Взяли мы турмалин, кварц, раухтопаз, гранат, берилл, аквамарин, цитрин. Для ножен и щита бархат использовали, кожу, дуб. А что касается техники исполнения, то все приемы пошли в ход: кисть, гравировка, травление, чеканка, золочение, никелирование, синение. Длиной меч два метра, а весит он пятьдесят пять килограммов. А щит в диаметре около метра. Он тоже украшен драгоценными камнями. А на щите - четыре строки стихов:
- Россияне! не уроним честн
- И плечом к плечу сомкнемся впредь.
- Выстоять дано нам только вместе,
- Порознь - только умереть.
Авюр эгих строк драматург Консгиншн Скворцов тоже челябинец. Здесь он закончил университет, стал инженером-механиком, работал на заводе, затем, став литератором, руководил местной писательской организацией. Театралы помнят его волнующие пьесы "Алена Арзамасская", "Отечество мы не меняем", "Западная трибуна", В 1ока есть музыка и память". Челябинское телевидение показало две серии его "Кибальчича".
Премьер Виктор Степанович Черномырдин, а потом и президент Ельцин в разговоре с мастерами высоко оценили их уникальную работу. Только и всего. А следовало бы таких мастеров поскорее взять под крыло государства, чтобы они не знали слова "выживание".
Теперь в "Лике" работав! и сын Лохтачевых Денис. Вот и его принесли к древнему ремеслу крылатые бушуевские кони.