В восьмидесятых годах в связи с прогрессирующим отставанием отечественного машиностроения, обеспечивающего предприятия топливно-энергетического комплекса различными приборами учета и контроля, на рынок бывшего СССР и стран Восточной Европы начали проникать со своей продукцией международные концерны "АВВ", "51теп5" и другие зарубежные фирмы. После распада некогда единой державы, ликвидации министерств и одновременного ослабления позиций отраслевой науки этот процесс многократно усилился, чему в немалой степени способствовал развал отечественной экономики. Но, как говорится, нет худа без добра. В связи с конверсией произошло резкое высвобождение производственных мощностей оборонных предприятий, а молодые, подающие надежды ученые и инженеры внезапно оказались перед дилеммой: или махнуть на специальность рукой и податься в чистую коммерцию, или искать другие сферы приложения сил, и знаний, и опыта. Те, кто выбрал второй путь, естественно, объединялись и анализировали положение дел в смежных гражданских отраслях. Так у нескольких молодых специалистов из Москвы, Челябинска, Златоуста, Воронежа и ряда других городов России возникла идея создания акционерного общества "Метран", которое взяло на себя проектирование, разработку и изготовление, "под ключ" продукции, которой так не хватало чнергртикпм, нефтяникам, газовикам, работникам других отраслей ТЭКа.
Конечно, они не могли не заметить того, что внутренний рынок постепенно заполняется зарубежными аналогами, и потому их сразу подстегивало желание сделать приборы измерения и контроля лучше, производительнее, дешевле, надежнее заграничных. И это, надо сказать, им вполне удалось. Очень повезло в том, что именно в Челябинске, под рукой, оказались незагруженные мощности у заводов "Прибор" и "Теплоприбор", издавна специализировавшихся на заказах флота и военно-космического комплекса. Оказавшись в условиях конверсии, эти предприятия с радостью ухватились за создание принципиально новых приборов и датчиков, что сулило постоянную загрузку и немалые прибыли.
Первым серьезным экзаменом для "Метрана" стал открытый конкурс на проект создания комплексной автоматизированной системы теплотехнических приборов для челябинской ТЭЦ-2, в котором, кроме молодого "Метрана",
участвовали их коллеги-соперники из Москвы, Новосибирска и других городов. Специалисты "Метрана" выиграли, решив проблему в едином ключе и добившись права на изготовление, монтаж и сдачу "под ключ" всей системы. Это дало не только хорошую прибыль, но и новое понимание проблемы: не следует смежникам, занимающимся решением примерно одинаковых вопросов, по мелочам конкурировать друг с другом, куда легче (и проще) объединиться и выстоять в условиях лавинообразного роста предложений, хлынувших на российский рынок. Так родилась идея создания обьединения предприятий, решающих общую задачу для потенциальных заказчиков. Цель - повышение конкурентоспособности продукции, создание надежной основы для дальнейшего развития.
Давно известно, что наиболее серьезные открытия и достижения происходят на стыке разноотраслевых структур, интеграция усилий специалистов-смежников дает максимальный результат. Новая идея, предложенная челябинцами, понравилась конкурентам (теперь уже бывшим), и так в начале 1995 года родилась новая организационная структура - концерн с одноименным названием "Метран". В него на правах акционеров вошли "НИИТеплоприбор" (Москва), АО "Теплоприбор" (Челябинск), Уральский теплотехнический НИИ (Челябинск), НПО "Электромеханика" (Миасс), НПО "Автоматика" (Екатеринбург) и ряд других организаций, в основном, бывших оборонщиков. Основной целью нового концерна является реализация фирменного метода при выполнении проектов комплексной автоматизации промышленных объектов, включающего в себя инжениринг, собственно проектные работы, комплексную поставку оборудования, его монтаж, наладку, метрологическое и программное обеспечение, сдачу объекта "под ключ" и, наконец, сервисное обслуживание на протяжении всего цикла эксплуатации. И задача - не просто спроектировать, изготовить и смонтировать тот или иной прибор (хотя без этой, пусть рутинной, но необходимой работы нельзя), а создать цельный программно-технический комплекс на основе самых современных средств, рационально разместить производство, и в результате полностью удовлетворить требования ллчи.зчик.и. Добиваясь коллегиальности управления, совместного определения направлений технической политики, создав общий фонд научно-исследовательских работ, руководители концерна довольно успешно решили все организационные проблемы, никоим образом не посягая на экономическую самостоятельность входящих в него предприятий и организаций.
Не забыли заручиться поддержкой правительства, включив в число соучредителей Минтопэнерго в лице федерального Фонда энергосбережения. Это одно из важнейших направлений деятельности концерна: пока российская продукция остается одной из самых энергоемких в мире. Для достижения здесь какого-то прогресса необходимы прежде всего современные приборы учета, контроля и регулирования энергопотребления, за проектирование и изготовление которых взялись специалисты "Метрана", определив себе роль законодателя мод в регионе. По заданию администрации Челябинской области концерн начал разработку приборов по учету и регулированию потребления воды, с которой на Урале очень напряженное положение. Кое-какие проекты уже имеются. Есть и конкретные предложения: почему бы не разместить заказы на изготовление таких устройств на челябинских агрегатном и часовом заводах, тоже попавших под конверсию?
Памятуя о том, что в условиях рынка лучше всего приспособлены к выживанию многопрофильные производства, концерн создает и расширяет сеть дочерних предприятий. Так, на правах соучредителя он вошел в некоторые страховые компании, пенсионные фонды, не без оснований полагая, что средства, вложенные туда, будут надежно защищены от инфляции. "Метран" активно занимается маркетингом, рекламой. В планах на ближайшее будущее создание собственного крупного торгового дома.
Но главным остается создание надежной, конкурентоспособной техники.
- В битве за рынки сбыта вопрос стоит очень остро: или мы их, или они нас, - утверждает технический директор концерна Леонид Ушаков. - В той же фирме "АВВ" конкретно на Россию уже работают тысячи высококлассных специалистов. Создание "Метрана" для них - в условиях очень недальновидной политики правительства , не оказывающей поддержки отечественному предпринимательству - это, образно говоря, кость в горле. И они, естественно, попытаются выбить нас из числа конкурентов.
Да, такие попытки уже происходят. Дилеры "АВВ" начинают наводнять страну аналогичными челябинскими приборами, привлекая покупателей ценой, которая зачастую вдвое ниже себестоимости И это не дешевое меценатство, а один из способов проникновения на рынок. Поставив в систему несколько импортных приборов, покупатели намертво связывают себя с изготовителями, которые в последствии многократно покроют первоначальные издержки демпинга. Так что выход для россиян здесь один: добиваться высокого качества и, одновременно, снижать себестоимость.
Руководителей "Метрана" нередко упрекают в том, что они сами подставляют себя под удар, превращаясь в монополистов •- со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанными, прежде всего, с ужесточением налогового пресса. Но, по их мнению, иной альтернативы нет. В конкурентной борьбе с зарубежными концернами, обладающими мощными научным и производственным потенциалом, крупными капиталами, выживет только подобное образование. И потом, есть еще надежда, что в конце концов государство окажет-таки поддержку своим, российским предпринимателям. Не чужие ведь!