В восьмидесятых годах в связи с прогрессирующим отставанием отечественного машиностроения, обеспечивающего предприятия топливно-энергетического комплекса различными приборами учета и контроля, на рынок бывшего СССР и стран Восточной Европы начали проникать со своей продукцией международные концерны «АВВ», «51теп5» и другие зарубежные фирмы. После распада некогда единой державы, ликвидации министерств и одновременного ослабления позиций отраслевой науки этот процесс многократно усилился, чему в немалой степени способствовал развал отечественной экономики. Но, как говорится, нет худа без добра. В связи с конверсией произошло резкое высвобождение производственных мощностей оборонных предприятий, а молодые, подающие надежды ученые и инженеры внезапно оказались перед дилеммой: или махнуть на специальность рукой и податься в чистую коммерцию, или искать другие сферы приложения сил, и знаний, и опыта. Те, кто выбрал второй путь, естественно, объединялись и анализировали положение дел в смежных гражданских отраслях. Так у нескольких молодых специалистов из Москвы, Челябинска, Златоуста, Воронежа и ряда других городов России возникла идея создания акционерного общества «Метран», которое взяло на себя проектирование, разработку и изготовление, «под ключ» продукции, которой так не хватало чнергртикпм, нефтяникам, газовикам, работникам других отраслей ТЭКа.
Конечно, они не могли не заметить того, что внутренний рынок постепенно заполняется зарубежными аналогами, и потому их сразу подстегивало желание сделать приборы измерения и контроля лучше, производительнее, дешевле, надежнее заграничных. И это, надо сказать, им вполне удалось. Очень повезло в том, что именно в Челябинске, под рукой, оказались незагруженные мощности у заводов «Прибор» и «Теплоприбор», издавна специализировавшихся на заказах флота и военно-космического комплекса. Оказавшись в условиях конверсии, эти предприятия с радостью ухватились за создание принципиально новых приборов и датчиков, что сулило постоянную загрузку и немалые прибыли.
Первым серьезным экзаменом для «Метрана» стал открытый конкурс на проект создания комплексной автоматизированной системы теплотехнических приборов для челябинской ТЭЦ-2, в котором, кроме молодого «Метрана»,
участвовали их коллеги-соперники из Москвы, Новосибирска и других городов. Специалисты «Метрана» выиграли, решив проблему в едином ключе и добившись права на изготовление, монтаж и сдачу «под ключ» всей системы. Это дало не только хорошую прибыль, но и новое понимание проблемы: не следует смежникам, занимающимся решением примерно одинаковых вопросов, по мелочам конкурировать друг с другом, куда легче (и проще) объединиться и выстоять в условиях лавинообразного роста предложений, хлынувших на российский рынок. Так родилась идея создания обьединения предприятий, решающих общую задачу для потенциальных заказчиков. Цель — повышение конкурентоспособности продукции, создание надежной основы для дальнейшего развития.
Давно известно, что наиболее серьезные открытия и достижения происходят на стыке разноотраслевых структур, интеграция усилий специалистов-смежников дает максимальный результат. Новая идея, предложенная челябинцами, понравилась конкурентам (теперь уже бывшим), и так в начале 1995 года родилась новая организационная структура — концерн с одноименным названием «Метран». В него на правах акционеров вошли «НИИТеплоприбор» (Москва), АО «Теплоприбор» (Челябинск), Уральский теплотехнический НИИ (Челябинск), НПО «Электромеханика» (Миасс), НПО «Автоматика» (Екатеринбург) и ряд других организаций, в основном, бывших оборонщиков. Основной целью нового концерна является реализация фирменного метода при выполнении проектов комплексной автоматизации промышленных объектов, включающего в себя инжениринг, собственно проектные работы, комплексную поставку оборудования, его монтаж, наладку, метрологическое и программное обеспечение, сдачу объекта «под ключ» и, наконец, сервисное обслуживание на протяжении всего цикла эксплуатации. И задача — не просто спроектировать, изготовить и смонтировать тот или иной прибор (хотя без этой, пусть рутинной, но необходимой работы нельзя), а создать цельный программно-технический комплекс на основе самых современных средств, рационально разместить производство, и в результате полностью удовлетворить требования ллчи.зчик.и. Добиваясь коллегиальности управления, совместного определения направлений технической политики, создав общий фонд научно-исследовательских работ, руководители концерна довольно успешно решили все организационные проблемы, никоим образом не посягая на экономическую самостоятельность входящих в него предприятий и организаций.
Не забыли заручиться поддержкой правительства, включив в число соучредителей Минтопэнерго в лице федерального Фонда энергосбережения. Это одно из важнейших направлений деятельности концерна: пока российская продукция остается одной из самых энергоемких в мире. Для достижения здесь какого-то прогресса необходимы прежде всего современные приборы учета, контроля и регулирования энергопотребления, за проектирование и изготовление которых взялись специалисты «Метрана», определив себе роль законодателя мод в регионе. По заданию администрации Челябинской области концерн начал разработку приборов по учету и регулированию потребления воды, с которой на Урале очень напряженное положение. Кое-какие проекты уже имеются. Есть и конкретные предложения: почему бы не разместить заказы на изготовление таких устройств на челябинских агрегатном и часовом заводах, тоже попавших под конверсию?
Памятуя о том, что в условиях рынка лучше всего приспособлены к выживанию многопрофильные производства, концерн создает и расширяет сеть дочерних предприятий. Так, на правах соучредителя он вошел в некоторые страховые компании, пенсионные фонды, не без оснований полагая, что средства, вложенные туда, будут надежно защищены от инфляции. «Метран» активно занимается маркетингом, рекламой. В планах на ближайшее будущее создание собственного крупного торгового дома.
Но главным остается создание надежной, конкурентоспособной техники.
— В битве за рынки сбыта вопрос стоит очень остро: или мы их, или они нас, — утверждает технический директор концерна Леонид Ушаков. — В той же фирме «АВВ» конкретно на Россию уже работают тысячи высококлассных специалистов. Создание «Метрана» для них — в условиях очень недальновидной политики правительства , не оказывающей поддержки отечественному предпринимательству — это, образно говоря, кость в горле. И они, естественно, попытаются выбить нас из числа конкурентов.
Да, такие попытки уже происходят. Дилеры «АВВ» начинают наводнять страну аналогичными челябинскими приборами, привлекая покупателей ценой, которая зачастую вдвое ниже себестоимости И это не дешевое меценатство, а один из способов проникновения на рынок. Поставив в систему несколько импортных приборов, покупатели намертво связывают себя с изготовителями, которые в последствии многократно покроют первоначальные издержки демпинга. Так что выход для россиян здесь один: добиваться высокого качества и, одновременно, снижать себестоимость.
Руководителей «Метрана» нередко упрекают в том, что они сами подставляют себя под удар, превращаясь в монополистов •- со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанными, прежде всего, с ужесточением налогового пресса. Но, по их мнению, иной альтернативы нет. В конкурентной борьбе с зарубежными концернами, обладающими мощными научным и производственным потенциалом, крупными капиталами, выживет только подобное образование. И потом, есть еще надежда, что в конце концов государство окажет-таки поддержку своим, российским предпринимателям. Не чужие ведь!