От руководителей этого предприятия не услышишь жалоб на смежников, на покупателей, не выплачивающих деньги за товар, на банки за арестованные счета, на местные и федеральные власти. У большинства заводчан на лице будто нарисована широкая, типично американская улыбка. Но вместо американского "О, кей" слышишь российское "нормально". Так оно и есть: портфель заказов полон, процентов по разорительным кредитам не платят, кадровый состав стабилен, задержек с зарплатой не бывает. Вполне определены перспективы на ближайшие пять - десять лет. Феномен, да и только!
Виктор Павлов, ставший директором десять лет назад, пришел сюда из абразивного объединения, сделав карьеру от рядового рабочего до заместителя директора и имея свой взгляд на организацию современного производства. Став, образно говоря, хозяином завода, он сделал ставку на молодых, перспективных и честолюбивых инженеров. Взял за правило: никаких накачек или разборок, ты или работаешь, или уходишь. На Павлова жаловались, ему ставили в вину, что он разбрасывается заслуженными кадрами, а он все гнул свою линию, не жалея денег на обучение специалистов в ведущих зарубежных фирмах, сам прошел длительную стажировку на заводах Сименса и Крупна в Германии. И в результате получилось, что его инженерный корпус подготовился к работе в рыночных условиях куда быстрее и лучше, чем на других предприятиях города и в целом региона.
Вот очень характерный пример. В 1993 году, когда проблема неплатежей начала вставать во весь рост, завод оказался перед выбором: или поставлять продукцию "за просто так", и самому залезать в долги, или прекратить отгрузку тем, кто не платит деньги. Директор собрал свою команду, и на коротком совещании решили: бесплатно никому ничего не давать. А ведь у многих в числе потребителей были давние друзья, однокурсники и просто хорошие знакомые! На Павлова давили с самых различных уровней, да и сам завод был на грани остановки Но выдержали характер - и потребители, награждая самыми нелестными эпитетами, раскошелились. Это в скором времени вошло в привычку - вовремя рассчитываться с "Росси".
Москвичи тем временем, узнав про новый цех в Челябинске, начали усиленно "сватать" Павлову заграничных поставщиков. По всей вероятности, не без выгоды для себя. Запад предлагал заводу технику и технологию на уровне 70-х годов, то есть заведомо устаревшие. И когда челябинцы от этого отказались, озлобленные неудачей столичные чиновники заявили: тогда, дескать, вообще ничего не получите! Используя прежний опыт (в свое время автоматические линии, из! словленные в Германии, были заменены
оборудованием из Киева и Ярославля), заводчане стали искать отечественных поставщиков. И нашли - машиностроительный завод в текстильном Иванове в буквальном смысле слова ухватился за челябинский заказ. Его было заказано почти на пять миллиардов рублей. Что это дало? Во-первых, техника ничуть не хуже импортной. Во-вторых, куда дешевле, да и проблем с запчастями и ремонтом не будет.
Готовясь к предстоящим битвам на рынке, команда Павлова не забыла загодя подумать о том, кто в конце концов станет владельцем приватизируемого завода. Много сил было положено на то, чтобы защитить предприятие от посягательств руководителей бывшего министерства, пожелавшего было захватить (бесплатно) контрольный пакет акций. Выиграли они схватку и с местной администрацией, стремившейся объявить завод муниципальной собственностью. Все 100 процентов акций были распределены внутри завода. И подобная предусмотрительность тоже прибавила уверенности в завтрашнем дне.
Зарплату в АОЗТ "Росси" слишком высокой не назовешь, на соседнем "Уралтраке" получают побольше. Но народ на заводе держится, хотя дисциплина здесь жесткая и нарушители в одночасье вылетают за проходную. Директор провел своеобразный эксперимент, разрешив продажу спиртных напитков непосредственно на предприятии - в своих магазинах. Его предупреждали: найдутся люди, которые не выдержат соблазна и напьются. Не нашлись. И еще на заводе введены Рождественские каникулы: с 28 декабря по 1 4 января весь коллектив, за исключением дежурного персонала, - в дополнительном оплачиваемом (!) отпуске. А еще есть своя поликлиника, прием в которой ведут высококлассные специалисты из местного медицинского института. Администрация считает, что экономически выгодно иметь здоровых работников, чем потом оплачивать больничные листы, так что цене! на эти дела не жалеют.
Завод хотел часть прибыли пустить на строительство своего жилья в районе улицы Героев Танкограда, но, подсчитав свои возможности, отказался от задуманного: не потянуть, не по средствам. Решили помогать своим работникам выделением беспроцентных ссуд, которые могут составить до 50 процентов от стоимости квартиры. Как и у многих предприятий, у "Росси" есть свои магазины, в которых можно подешевле, чем в городе, купить продукты и промтовары, получаемые за счет бартера, которым оплачивается до 30 процентов поставляемой в разные регионы продукции.
Директор В.Павлов одним из первых в Челябинске ввел конкурсы среди инженеров на право занимать руководящие должности любого ранга. И молодежь потянулась к нему, увидев возможности для быстрой карьеры, были бы талант и желание творчески работать. Директор - категорический противник того, чтобы руководители, особенно высшего (в масштабах не только завода) звена сидели в своих креслах после 60 лет. По его твердому убеждению, эти люди тормозят перестройку экономики, не воспринимая азов рыночных
отношений и порой намеренно ведут свои заводы и производства к развалу - лишь бы доказать, что раньше "и вода была мокрее". Сам он занимать директорское кресло до пенсии не собирается. Недавно вот выдвинул своего 37-летнего заместителя на место директора абразивного объединения. Просто понял, что тот созрел для высокой должности, а два медведя, как говорится, в одной берлоге не уживутся. Кстати сказать, в перспективе до 2000 года эти два предприятия - абразивное объединение и завод шлифизделий - по всей вероятности, объединятся в единый концерн, но это - дело будущего.