Мастер сцены Александр Россов

Первой работой Александра Саввича в челябинском театре оперы и балета была оперетта "Роз-Мари" (запомните это название). На афише значилось: "Премьера. В новой постановке "Роз-Мари" - основной режиссер А. С. Россов". К тому же Александр Саввич играл роль старика Двойной дебют состоялся на сцене златоустовского городского театра имени десятилетия Октябрьской революции.

Наталья Николаевна Карташова - заслуженный деятель искусств России, вспоминает: "Он нас покорил своим преображением на сцене. С этого момента наши спектакли стали музыкальнее, а игра азартнее. Александр Саввич был артистом старой школы, он никогда не халтурил, уважал зрителя. Я вот смотрю "Холопку", артистка уходит в платье. Это уже не то. Россов всегда "раздевал" меня. За кулисами скажет: "Все починки за мой счет". Вот такой был темперамент".

С приходом Александра Саввича и его двойного дебюта театр буффонады неофициально стали называть театром оперетты. Благодаря постоянству труппы и мастерству артистов он стал одним из ведущих в области. В те годы его базой был город Златоуст, и местные власти решили перевести театр на стационар. Вопрос должен был решиться в областном управлении зрелищных предприятий. Театр пригласили на гастроли в Челябинск и перевели на... челябинский стационар, дав статус областного театра оперетты. 1 ноября 1937 года в переоборудованном здании бывшего кинотеатра "Сталь" премьерой "Цыганский барон" артисты начали очередной сезон. Роль старого цыгана играл А.С. Россов. Челябинская пресса отметила: опытный и интересный актер. Александр Саввич поселился в частном доме на северной улице.

Вскоре художественному руководителю театра В.Д.Ахматову дали двухкомнатную квартиру (проспект Ленина, 61) и он одну комнату отдал Россову. С ним часто в гости приходили И Е. Рогозин и П. А. Гарянов.

Перевод театра в Челябинск поднял его авторитет, труппа получила признание местной публики, но зазвучали и другие оценки. Время было страшное. Сперва упрекнули за обветшалый венский репертуар. Не помогла даже удачная постановка "Свадьбы в Малиновке". В период поиска мне встретилось несколько человек, смотревших этот спектакль более 25 раз. А. С. Россов в роли Назара Думы был неподражаем. Запомнился в этой роли он и мне. После постановки "Графа Люксембурга" (режиссер Россов), получившей признание публики, начальник облрепеткома т. Побежников предъявил обвинение труппе - актеры допускают отсебятину, чтобы вызвать дешевый смех. На обсуждении спектакля в защиту выступили известные челябинские мастера сцены Рогозин, Талалай, Кастальский. Это были мужественные поступки артистов старой школы. Но был и пас, компромисс. Театр ставит энкэвэдэвскую постановку "Сотый тигр" о подозрительности, которой и без того хватало в обществе. Организуются коллективные посещения, оперетта транслируется по местному радио. Театр уплатил дань тридцать седьмому году.

Но жизнь шла своим чередом, демократические тенденции были еще сильны. Артисты приступили к новой постановке "Сорочинской ярмарки" (режиссер Россов). Это был веселый музыкальный спектакль. Вкус художника не изменил актеру и режиссеру. Постановки Россова были любимы челябинцами. И, видимо, не случайно так торжественно было отмечено 35-летие актерской, режиссерской и общественной деятельности Александра Саввича.

Актеры и дирекция театра постарались сделать так, чтобы виновник торжества почувствовал праздник. Гримкомната юбиляра была застелена коврами, уставлена цветами, приготовили особое кресло, сшили очень красивый халат. Послали машину за юбиляром и когда Александр Саввич вошел в театр, накинули на него халат, и он прошагал в свою артистическую по дорожке, усыпанной цветами.

На стене висела шелковая афиша "Сорочинской ярмарки", убранная цветами, где было вышито, что роль Солония Черевика исполняет Россов. Играл Александр Саввич в этот день темпераментно. Зрители аплодисментами встречали каждый выход артиста. После второго действия состоялось чествование юбиляра. Его приветствовали представители городских предприятий и общественных организаций. На его имя поступило около 200 приветственных телеграмм, преподнесено много ценных подарков, но самый главный подарок сделали электродный и электрометаллургический заводы, первые выделили ему квартиру по Российской, 45, а вторые обставили ее мебелью.

Свидетели тех счастливых минут артиста рассказывали, что, когда Россов переступил порог квартиры и увидел домашнюю обстановку, он заплакал: это был первый собственный угол в его жизни. Но счастливые минуты омрачатся, из театра уволят директора В. Д. Ахматова. Александр Саввич провожает его до самого вагона, они еще долго будут посылать друг другу весточки.

В годы Великой Отечественной войны Россов верно служит искусству. После постановки им "Коломбины", очень понравившейся челябинцам, театр сменил название, стал театром музыкальной комедии. Александру Саввичу шел седьмой десяток лет, но он продолжал ставить спектакли, играть на сцене, заниматься воспитанием молодежи и помогать художественной самодеятельности. Э. И. Налимова вспоминает: "Когда я поступила в труппу, то меня взялся опекать Россов. Родители были арестованы и труппа, можно сказать, спасла меня. Александр Саввич сурово поглядывал на молодых, подсказывал, как вести себя".

Бывшая танцовщица Н. И. Панчук дополнит: "Александр Саввич говорил нам: "Вы носители культуры, глядя на вас, должна учиться культуре чувств и публика".

Сам актер до последних дней следил за собой, не любил расхлябанности и был очень трудолюбив. Его вклад в становление челябинской оперетты трудно оценить, почти во всех поставленных спектаклях выступал, большей частью играл основные роли, притом более половины репертуара состояло из оперетт, поставленных режиссером Россовым. На его игру не было плохих рецензий. Он был не только мастером сцены. По воспоминаниям Т. В. Максимовой: "Россов был очень хороший семьянин. Был женат на моей старшей сестре и когда у нас не стало родителей, всех четверых забрал к себе. Его влияние на моих братьев было очень велико, они добровольцами ушли на фронт, у нас воспитал вкус к литературе и искусству".

Увы, последние годы жизни не радовали старого актера, труппа погибала на глазах, актерская солидарность таяла, не было ее совсем и за стенами театра. Он помнил, как в далеком прошлом, во время одного из переездов актер Болдырев снял с себя шубу и отдал замерзающему молодому Россову, или как актеры одной из трупп, целый год отрывая от себя, высылали ему деньги на лечение.

Дело шло к зикрьнию гешра, и актеры решили проститься со своим зрителем. Им разрешили показать десять спектаклей, они остановились на девяти, в основном на классике, десятым был прощальный концерт.

Б. С. Строгальников (страстный поклонник оперетты) рассказывал мне: "Александр Саввич очень выделялся среди послевоенной публики. Одет в тройку с бабочкой, в руках трость. Внимательно следил за сценой. Рядом с ним всегда была жена". Последней шла его любимая и знаменитая оперетта "Роз-Мари". Так труппа отдала дань уважения старому мастеру сцены. С его именем возникла и канула челябинская оперетта.

Прокомментировать

Рубрика Челябинск

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.