Пик Челябинск

Как-то получилось, что альпинисты нашей области больше тяготеют к высотным восхождениям. Мы, тренеры, всегда поддерживаем это, так как высотный альпинизм был и остается показателем высокого класса.
В 1986 году было решено направить группу молодых альпинистов области на Памир для обкатки на высоте. Основной целью было восхождение на пик Ленина (высота 7134 метра).

С финансированием, как всегда, были проблемы. И чтобы решить их, мы предложили отцам города финансировать поездку с целью восхождения на безымянный пик, который в соответствии с правом первовосходителей мы обязались назвать пиком Челябинск. Городу исполнялось 250 лет.
Предложение было принято, и мы начали подготовку экспедиции. Подготовка включает много рутинного, неинтересного для обывателя, поэтому этот период просто опустим.

В начале июня группа альпинистов под руководством тренеров Ретюнского Ю.Д., Ретюнской Т.Д., Рябухина А.Г и Рабиновича А.Б. выехала в киргизский город Ош. В то время Челябинск с Ошем связывал прямой рейс Аэрофлота, так что никаких проблем не было. Для акклиматизации нами было выбрано горное ущелье Джанай-Дартакой, расположенное, как и пик Ленина в Заалайском хребте. Оно привлекало нас свои местоположением (по соседству с пиком Ленина) и тем, что его ранее уже посещали альпинисты нашей области. Кроме того, в этом ущелье еще имелись нехоженые вершины.

От Оша до ушелья добирались на автомашинах по знаменитому Памирскому тракту до бывшей заставы "Бардебё". Проехав 21 1 километров до заставы, мы свернули с тракта, переправились через горную реку Ката-Арык и, проехав 12 километров, добрались до намеченного места под базовый лагерь, высота которого над уровнем моря 3600 метров. Ущелье Джанай-Дартакай образовано отрогами Заалайского хребта, и только в верхней части его замыкает основной хребет, где расположен ледник, названный именем Корженевского. Это высшая точка в Кызыл-Огын (6675 метров). В отрогах много вершин, уже пройденных ранее, и здесь где-то в верховьях ледника мы надеялись найти безымянную вершину.

По дну ущелья протекает река Кызыл-Огын, берущая начало с правого отрога.

На разбивку базового лагеря ушел день работы. Поставили кухню, палатки для ночлега, склады для продуктов и все необходимое для нормального обитания.

До нас в этом районе кроме наших челябинцев побывали прибалты,
поэтому, кроме пика Танкоград, здесь появились пики Советская Эстония и Советская Латвия.

Сделав обязательное тренировочное восхождение, мы с Рожковым С.А. и оператором телестудии вышли в верховье ущелья на поиски безымянной вершины. Через четыре часа хода мы дошли до места, откуда начинается восхождение на вершину Кызыл-Огын. В альпинистских документах оно именуется Приютом Нагеля (4100 метров). Поднимаясь по Приюту Нагеля, мы внимательно сличали стоявшие слева и справа от нас вершины с картой и узнавали их. Нехоженых пока не было. Отдохнув, пошли дальше, придерживаясь склона . пиков Танкоград и Спартакиада. Через три часа хода, поднявшись на марену, прямо перед собой мы увидели очень красивую вершину - такая огромная ледово-снежная пирамида. Мы к ней подошли к вечеру, шли с востока. Солнце уже садилось за вершину. При таком освещении она была восхитительна.

Вершина всем понравилась. На марене, не доходя 300 метров до подножья, мы разбили свой маленький лагерь. Поставили две палатки, стали готовить ужин и определяться с вершиной. На имеющейся у нас карте ее вообще не оказалось. Решили - это то, что надо, завтра прикинем маршрут.

Назавтра вчетвером подошли к вершине, наметили несколько маршрутов. Гребневой маршрут казался наиболее простым, а по правилам альпинизма совершать массовые восхождения по сложным маршрутам не рекомендуется.

Пока мы с Рожковым отснимали район и саму вершину, Черепанов-Хандюк прошли нижнюю часть маршрута с целью определения его сложности. Маршрут, как мы и предполагали, оказался несложным, в основном снежно-ледовый.

На другой день мы вернулись в базовый лагерь. Обсудив итоги разведки, тренерский совет решил, что на восхождение пойдет весь состав экспедиции - 21 человек.

27 июля подошли к вершине. На другой день всем составом начали восхождение. Первой шла двойка Черепанов, Хандюк. В рюкзаке Черепанов нес памятную доску, представляющую собой толстую алюминиевую пластину, на которой на фоне зубчатого гребня изображен ледоруб, внизу надпись: "250 лет Челябинску".

Как я уже говорил, маршрут был в основном снежно-ледовый, с небольшими скальными островками, крутизна маршрута - 36°, перепад высот примерно 760 метров. Вершина — снежный купол со скальными выходами.

Когда вся группа собралась на вершине, сфотографировались и начали спуск. Спускались на другую сторону вершины по крутому снежному склону, вышли на перемычку и дальше по леднику - к лагерю. В лагерь пришли около 20 часов. На другой день вернулись на базовый лагерь. В ущелье мы пробыли до 5 августа, после чего переехали в район пика Ленина. А денег нам на эту экспедицию так и не дали. Выезжали на свои, да профсоюз подбросил.