Роль рекламы в развитии социального добровольчества в Санкт-Петербурге
«Реклама давно уже — не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали».
Жак Сегела, всемирно известный французский политтехнолог, специалист в области PR и рекламы.
В настоящее время одной из серьезных проблем дальнейшего развития добровольчества в Санкт-Петербурге является недостаточная информационная поддержка населения в этой области.
По данным социологических исследований, более 40 % населения Санкт-Петербурга готовы активно заниматься добровольческой деятельностью, однако, количество людей, реально вовлеченных в этот процесс, существенно меньше. В качестве одной из основных причин этого можно назвать низкую степень информированности населения о возможностях добровольчества. Наиболее действенным средством в решении этой проблемы является реклама. Реклама добровольческой деятельности относится к социальной рекламе. В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Хотя в Санкт-Петербурге постоянно реализуется большое количество добровольческих инициатив, информация о них не доходит до широкой общественности.
Такие добровольческие акции, как «Весенняя неделя добра», «День молодежного служения», «Спаси жизнь! Стань донором!» и пр., ежегодно проводимые в Санкт-Петербурге, находят сегодня недостаточное отражение в социальной рекламе. В связи с этим, подобные акции привлекают значительно меньшее число участников. Так, например, общероссийская «Весенняя неделя добра» существует с 1997 года, а устный опрос группы молодых людей (50 студентов ВУЗов Санкт-Петербурга в возрасте от 21 до 25 лет), летом 2009 года, показал, что большинство из них (45 человек) не слышали даже названия этой акции. Данный пример убедительно свидетельствует о недостаточной эффективности рекламы добровольчества в Санкт-Петербурге.
Согласно Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 №45, содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества, а также включение его в приоритеты городской социальной рекламы, являются актуальными задачами политики поддержки добровольческой деятельности в Санкт-Петербурге.
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 № 1054-р) также называет совершенствование института социальной рекламы одним из важных направлений содействия добровольчеству.
Для этого предполагается:
- «четко разграничить в законодательстве Российской Федерации понятия «реклама» и «социальная реклама»;
- обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение, включая формирование критериев качества социальной рекламы и проведение оценки ее эффективности, а также проведение общественных слушаний по вопросам организации кампаний в сфере социальной рекламы, финансируемых из бюджетных источников, и проведение исследований для определения приоритетных и актуальных тем социальной рекламы, способов их подачи и оценки эффективности.
В этой связи необходимо обеспечить целенаправленное распространение в средствах массовой информации материалов о благотворительной и добровольческой деятельности, благотворительных организациях и добровольцах, а также содействовать формированию понимания общественной значимости и престижности благотворительности и добровольчества»[1].
В 2010-2011 годах на рекламу социального добровольчества в городской среде и СМИ из бюджета Санкт-Петербурга планируется выделение 700,0 руб. За два года на эти средства будет снято 2 пятнадцатисекундных видеоролика для размещения рекламы добровольчества на 9 уличных жидкокристаллических мониторах, выполнены дизайн и производство продукции для социальной рекламы на биллбордах, закуплены услуги по размещению рекламы добровольчества в СМИ и местах массового скопления населения.
Реклама добровольчества в СМИ и местах массового скопления населении (это, прежде всего, общественный транспорт), представляется сегодня наиболее действенной для привлечения внимания людей.
Реклама в метрополитене — один из самых эффективных способов выхода на обширную целевую аудиторию жителей города - молодежь. Санкт-Петербургский метрополитен имеет пассажиропоток более 3-х миллионов человек в день. На каждой станции установлено множество объектов щитовой рекламы на путевых стенах, различных биллбордов.
Постеры на путевой стене - это один из самых крупных (размер до 8 метров квадратных) видов рекламы в метро. Данная форма подачи материала - одна из самых удачных, т.к. пассажир может ожидать поезд до нескольких минут и успевает прочитать, рассмотреть и запомнить информацию, в отличии, например, от уличных лайтбоксов, просмотр которых занимает у человека 2-3 секунды.
Заказ звуковой рекламы в метро и видеорекламы на мониторах в маршрутных такси и автобусах - еще одно перспективное направление в деле привлечения добровольцев.
Таким образом, использование рекламы в транспорте дает добровольческим организациям широкие возможности для проведения успешной рекламной кампании.
Реклама добровольчества в СМИ также, на наш взгляд, может быть очень эффективной за счет охвата большой аудитории. Прежде всего, внимание добровольческих организаций следует обратить внимание на такие издания, как Metro, Gaudeamus, Комсомольская правда, Аргументы и факты, Петербургский телезритель, Панорама ТВ.
Однако в настоящее время в России действует большое количеств организаций, занимающихся развитием социальной рекламы, проходят различные фестивали и творческие конкурсы.
В Санкт-Петербурге с 2006 года работает Межрегиональная общественная организация «Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного Федерального округа» с двумя региональными отделениями (Санкт-Петербургским и отделением Ленинградской области). МОО «Общественный совет социальной рекламы СЗФО» выступил с законодательной инициативой создания и вынесения на обсуждение общественности Закона «О социальной рекламе». Также Совет стал инициатором учреждения и проведения в Санкт-Петербурге Международного Фестиваля социальной рекламы, посвященного укреплению позитивного, гражданского образа мышления современного человека. Еще одним аспектом работы Совета стало формирование целого ряда общественных экспертных комиссий в области социальной рекламы (Комиссия по экспертной оценке социальной рекламной продукции по СЗФО, Комиссия по этике социальной рекламы и социально значимой информации по СЗФО, Комиссия по взаимодействию со СМИ, производителями и распространителями социальной рекламы по СЗФО).[2]
В 2008 году была создана Коалиция некоммерческих организаций по содействию развитию социальной рекламы в России. В совет Коалиции входят такие организации как: АНО «Агентство социальной информации», АНО «Лаборатория социальной рекламы», Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС МЕДИА», Детская Школа Рекламы и другие. Деятельность Коалиции направлена на решение таких задач, как:
- выработка и распространение нового концептуального подхода к социальной рекламе как универсальному инструменту решения социальных проблем;
- совершенствование законодательной базы;
- повышение качества российской социальной рекламы, вывод ее на уровень лучших мировых стандартов;
- формирование в России конкурентоспособного, ответственного профессионального сообщества производителей социальной рекламы[3].
В 2001 году Правительством Москвы был учрежден Московский фестиваль социальной рекламы. Цель фестиваля - привлечь общественное внимание к социально значимым проблемам, заинтересовать широкий круг художников, дизайнеров в создании социальной рекламы, увеличить количество и улучшить качество социальных проектов, а также найти новые идеи и смелые дизайнерские решения. В 2009 году фестиваль проходит в девятый раз, и одно из тематических направлений «КРиЗИС.пеЬ включает, в том числе, творческие работы на тему «Поддержка и пропаганда добровольчества и общественных работ».[4]
Кроме того, в России проходят такие мероприятия, как:
- фестиваль социальной рекламы в Ростове-на-Дону;
- фестиваль «Городская среда» (г. Уфа). Направлен на повышение роли социальной рекламы в решении острых социальных проблем, поиск новых нестандартных решений в области социальной рекламы, повышение ее профессионального уровня, а также повышение социальной активности населения и повышение престижа социальной рекламы среди рекламопроизводителей, стимулирование их творческой активности и инициативы. Последний фестиваль прошел в 2008 году[5];
- фестиваль «ArtStart» (Москва). Международный молодежный фестиваль социальной рекламы, представляющий наиболее интересные современные тенденции в области рекламы[6];
- Фестиваль социальной рекламы «Жгучий перец», посвящённый Году молодёжи и др.
По инициативе Коалиции некоммерческих организаций по содействию развитию социальной рекламы в России 8-9 октября 2009 года в Москве прошла Международная конференция «Повышение эффективности социальной рекламы в России». Конференцию посетили международные эксперты из США и Европы, представители более 150 некоммерческих организаций России, разработчики и производители социальной рекламы, государственные деятели, работники средств массовой информации и студенты старших курсов профильных ВУЗов Москвы.
Цель конференции - обмен опытом российских участников рынка социальной рекламы с иностранными экспертами, выработка новых стандартов качества социальной рекламы, обмен опытом с регионами.[7]
Все эти примеры, свидетельствуя о высокой ценности и востребованности социальной рекламы в нашей стране, позволяют сделать вывод о том, что в России начал активно развиваться институт социальной рекламы. Производство социальной рекламы в целом и рекламы добровольчества в частности требует профессионализма и высокого уровня креативности, т.к. такая реклама должна вызывать сильные эмоции, побуждающие человека тратить свое время, силы, энергию безвозмездно на благо общества. Обмен опытом с иностранными коллегами, а также привлечение творческого потенциала молодежи позволит в скором времени повысить качество не только рекламной продукции, но и эффективность добровольческих проектов.
В заключение, можно отметить, что у социальной рекламы и рекламы добровольчества в России существует огромный потенциал развития. Социальная реклама является мощным инструментом формирования общественного мнения, способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических ценностей, укреплению социальных связей между людьми, и на этой основе -развитию новых экономических связей, повышению качества жизни и построению гражданского общества.
Сноски:
- [1] Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009
- № 1054-р. «Собрание законодательства РФ», 10.08.2009, N 32, ст. 4052.
- [2] Межрегиональная общественная организация «Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного Федерального округа». О Совете // [http://www.ossr.spb.ru/about.html
- [3] Коалиция некоммерческих организаций по содействию развитию социальной рекламы в России // [http://adcoalition.ru/?page_id=2]
- [4] Московский фестиваль социальной рекламы // [http://www.mfsr.ru/about/]
- [5] фестиваль «Городская среда» [http://old.ufacity.info/sreda2008/news.html ]
- [6] фестиваль «ArtStart» // [http://www.artstart.info/]
- [7] Международная конференция «Повышение эффективности социальной рекламы в России» // [http ://esa russia .ru/]
Источник: Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность НКО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни», 2009. Под редакцией В.А. Лукьянова и С.Р. Михайловой. СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис» - 120 с. ISBN 978-5-903811-01-4
Авторы: Е.С. Иванова (Специалист отдела анализа и прогноза развития Управления социального развития Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга)