130 тысяч безработных портных

12 июня профессиональный праздник отмечают работники текстильной промышленности. По этому случаю РСПП провел пресс-конференцию, но выяснилось, что отмечать праздник скоро будет некому: импортный текстиль полностью заменил российский.

Во всех странах мира текстильная промышленность — одна из самых инновационных. В России ситуация кардинально иная. Производители ткани и одежды не выдерживают тяжкого налогового бремени. А в напряженной борьбе с контрафактом отечественные компании часто проигрывают. Причем часто метка «сделано в России» носит весьма условный характер. Все компоненты, как правило, произведены в Китае и Индии.

Хотя сейчас все не так плохо, как во время кризиса. Ситуация, по мнению чиновников и некоторых экспертов, начала стабилизироваться. По данным президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Бориса Фомина, в 2010 году отрасль вышла на положительные темпы развития.

«По ряду товаров превышены объемы производства 2008 года, — говорит он. — Государство увеличило субсидирование предприятий из федерального бюджета на 2011 год. Однако сказывается дефицит сырья и снижение потребительского спроса».

Шерсть вместо хлопка
Уже год все мировое сообщество испытывает острый дефицит хлопка из-за неурожая в странах Азии. В марте цена на это сырье достигла исторического максимума. За фунт хлопка (454 грамма) просили 2,27 доллара. Это в пять раз превышает показатели марта прошлого года. Правда, к июню цена начала снижаться и достигла отметки 1,45 доллара за фунт.

Несмотря на резкое понижение, стоимость все равно остается одной из самой высоких за всю историю легкой промышленности. В итоге цены на хлопковую одежду подскочили на 3%, а к концу года они увеличатся более чем на 15%.

Эти обстоятельства сказались и на российских предприятиях, причем самым плачевным образом. Многих из них спасли бы поставки сырья из Госрезерва. Департамент лесной и легкой промышленности Минпромторга предложил предоставить хлопок предприятиям, чтобы в следующем — вероятно, более урожайном — году его вернули. Но чиновники посчитали, что цены на сырье возрастут еще сильнее, следовательно, вернуть долг просто не будет возможности. В итоге предприятия остались без государственной поддержки.

Зато увеличено финансирование шерстяной подотрасли. Производители пообещали выпускать качественную продукцию, которая подойдет не только для униформы представителей государственных структур, но и для детской одежды.

Вузы сокращают набор
Пока инновации в области легкой промышленности кажутся очень далекой перспективой. Количество специалистов, задействованных в области, постоянно сокращается. Самые большие убытки доставляет контрафактная продукция. Одна партия контрафактной одежды из Китая лишает работы примерно пять швей.

Но не только нелегальная продукция ставит палки в колеса отечественным специалистам. Снижение на 50% ввозных пошлин на текстильную и трикотажную одежду позволяет импортерам предлагать товар по еще меньшей цене. По мнению председателя Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяны Сосниной, в скором времени это приведет к потере 130 тысяч рабочих мест. Так, поставки из Узбекистана практически уничтожили прядение в России.

Тенденция ощущается также в высшем и среднем профильном образовании. Число бюджетных мест в профильных учебных заведениях за последние годы сократилось вдвое. Модельер Валентин Юдашкин теперь преподает в нескольких вузах и считает, что, если власти не будут ничего предпринимать, ситуация будет только ухудшаться.

«Из 20 ежегодно обучаемых портних в профессии находят себе место только четыре, — посетовал модельер. — Хотя возможность развиваться есть. Например, везти метр ткани в страну дороже, чем готовые джинсы. Значит, текстиль было бы выгоднее закупать у нас».

Автор: Полина Потапова

Прокомментировать

Рубрика Работа

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.