1.Анализ текущего состояния газеты «ЕДИНАЯ РОССИЯ – УРАЛ»
Следует признать, что в настоящем виде газета ЧРО «ЕР» не выполняет своих функций должным образом – как медиа-ресурс партии она малоэффективна. Соответственно, неэффективно расходуется и выделяемый на газету бюджет. Происходит это по следующим причинам.
Прежде всего, газета не нацелена на решение каких-либо идеологических задач партии. В ней отсутствует четкая PR-концепция, нет должной привязки к текущей политической ситуации на местах, нет координации с деятельностью ЧРО и его лидеров.
Освещение партийной работы в газете таково, что она не представляет большой информационной ценности для членов партии как важнейшей части целевой аудитории. С другой стороны, степень насыщенности газеты информационными материалами и темами большого общественного звучания также низка, в связи с чем газета не удовлетворяет потребности и более широкой аудитории. В результате газета остается мало читаемой, а значит – неэффективной в плане идеологической работы.
Кроме того, газета не слишком привлекательна для читателя визуально, уровень газетного дизайна, качество печати и даже корректуры оставляют желать лучшего. Сам формат газеты (А2) очень редко используется в агитационных изданиях. В большинстве случаев он просто неудобен для читателя, непрактичен.
Наконец, не отличается большой эффективностью существующая схема распространения газеты – через местные и первичные отделения партии она не доходит до своей конечной аудитории, до избирателей.
2.Схема реорганизации газеты
Цели и задачи
Очевидно, что главная цель газеты – быть «рупором» ЧРО ЕР. С одной стороны, она должна выполнять функции информирования членов партии, способствовать объединению их усилий, нести в себе верный и, главное, актуальный на данный момент идеологический заряд. С другой, особенно в преддверии нового электорального цикла – поднимать рейтинг «ЕДИНОЙ РОССИИ» и выдвинутых партией кандидатов среди рядовых избирателей. Чтобы решать такие задачи, газета должна быть более четко выстроенной идеологически и информационно, а также стать ярче и интереснее.
Идеология газеты
В плане идеологии газета должна отражать работу партии на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. При этом намного полезнее и интереснее для читателя будет размещать в газете больше конкретной информации о работе депутатов от «ЕДИНОЙ РОССИИ» (включая обзор решений и законодательных актов, принятых Гордумой и ЗСО) и меньше – репортажей о различных публичных акциях, характер которых, скорее, агитационный и «митинговый», чем информативный. Работа партии – это работа действующей власти, а новые решения властей всегда интересны читателям.
Далее, газета должна содержать в себе материалы на общественно-значимые или злободневные темы, даже если они не связаны напрямую с работой партийных деятелей. Только в этом случае издание партии привлечет рядового читателя и сможет играть заметную роль в ходе агитационных кампаний.
Что касается членов партии, то немалую их часть составляют руководители, работники различных администраций, другие госслужащие. Для этой категории читателей газета может стать интересной, например, благодаря материалам финансового характера, таким как: информация о тендерах, аукционах, новых назначениях и кадровых перестановках.
Таким образом, базовое содержание газеты должно включать в себя следующее.
Для партийной аудитории:
- информирование членов партии о текущей политической ситуации, партийных делах, событиях, инициативах – обязательная для них информация;
- транслирование на членов партии актуальной на данный момент идеологии «ЕР» – информация инструктивного характера;
- общественно значимая, экономическая, финансовая и иная информация, интересная партийным читателям в силу их статуса и положения.
Для широких масс избирателей:
- информация о работе властей и партийных деятелей, поданная в тщательно выверенном агитационном ключе;
- информация о людях, которые являются или будут являться кандидатами от партии;
- общественно значимая, злободневная, аналитическая, культурная, юридическая и иная информация, интересная широкому кругу читателей.
Иными словами, главным принципом обновленной газеты ЧРО ЕР должно стать сокращение объема откровенно агитационных материалов с одновременным усилением их воздействия за счет насыщения полос интересной информацией не политического характера. Кроме того, сами материалы на партийную тематику должны стать качественнее, интереснее.
Формат газеты и периодичность выхода
Разумеется, совмещение в одной газете материалов, рассчитанных на две совершенно разные аудитории (члены партии и избиратели), представляет собой определенную проблему. Существует два пути ее решения, которые можно успешно сочетать.
Прежде всего, необходимо изменить формат газеты. Вместо 4 полос формата А2 (2 обложки и один разворот) имеет смысл выпускать газету формата А3, состоящую из 8 полос. Стоимость печати при этом не изменится, поскольку общая печатная площадь остается прежней.
Такое решение позволяет вдвое увеличить количество тематических полос. Вместо 1-го большого внутреннего разворота, например, мы получаем 2 разворота меньшей площади. Соответственно, появляется возможность распределять разноплановые материалы, написанные для разных аудиторий, между различными разворотами.
Если 4-полосная газета А2 имеет 3 рабочих поверхности, 8-полосная формата А3 – уже 5 поверхностей. Материалы партийного характера в такой газете можно размещать, например, на 2-й и 3-й полосах (первый разворот) и на задней обложке, материалы «для всех» – на лицевой обложке и на полосах 6, 7. Центральный разворот газеты (полосы 4, 5) можно сделать универсальным. Таким образом, формат А3, помимо того, что он просто удобнее для читателя, позволяет избежать ситуации, когда на одной большой поверхности газеты программные партийные статьи соседствуют с чем-то более легковесным.
Второй путь состоит в создании системы спец. выпусков газеты. Базовое издание, выходящее 1 раз в месяц, дополняется тематическими изданиями, рассчитанными на особую целевую аудиторию (например, на избирателей определенной территории). Помимо спец. выпусков, базовое издание может дополняться тематическими вкладками.
Эти вкладки, к примеру, посвящаются тому или иному кандидату в депутаты. Вообще, тематические вкладки в газету – достаточно гибкий и эффективный инструмент агитации и PR, поскольку они позволяют воздействовать на электорат именно той территории, которая в данный момент актуальна для партии.
В этом плане большое значение приобретает работа с лидерами партии на местах. Процесс создания спец. выпусков или тематических вкладок для кандидатов (группы кандидатов) от партии следует активизировать и превратить в эффективное орудие предвыборного PR.
Что касается периодичности выхода газеты, то она также может варьировать в зависимости от задач. Для решения серьезных задач электорального характера одного выхода в месяц, разумеется, недостаточно. Думается, в настоящий момент следует стремиться к тому, чтобы базовое издание регулярно выходило 2 раза в месяц (не считая спец. выпусков и тематических вкладок). Только в этом случае можно добиться более или менее значимого пропагандистского воздействия.
Организационная и финансовая сторона работы редакции
В данный момент работу существующей редакции можно считать малоэффективной. Как показывает практика выборных кампаний, с выпуском газеты такого формата и объема 1 раз в месяц может справиться 1 журналист. Кроме того, в штате такой газеты нет смысла держать верстальщика (дизайнера), фотографа и корректора – их разумнее привлекать на договорной основе. То же самое относится и к такому сотруднику, как бухгалтер.
На начальном этапе предлагается включить в штат редакции трех человек: главного редактора и двух журналистов. Последние, если работа идет в штатном режиме, должны совмещать функции корреспондентов и, при необходимости, фотокорреспондентов.
Образец графического решения 8-й полосы газеты «ЕДИНАЯ РОССИЯ – УРАЛ»
Под работой в штатном режиме подразумевается выпуск двух номеров газеты в месяц (А3, 8 полос), включая возможные тематические вкладки. При этом один из журналистов должен выполнять также функции заместителя главного редактора – то есть, быть в состоянии работать с первичными бухгалтерскими документами. Второй, помимо написания материалов, должен отвечать за верстку газеты – то есть, выполнять функции ответственного секретаря редакции.
Предложенная схема работы не предполагает увеличения бюджета газеты – скорее, наоборот, за счет сокращения штата редакции. Выпуск двух номеров газеты в месяц предполагается осуществлять не за счет увеличения бюджета, а благодаря специальным проектам. Речь идет о тематических вкладках и спец. выпусках, которые будут издаваться по заказу кандидатов (депутатов) от партии, а также об отдельных оплаченных ими материалах.
Очень важным моментом является отладка процесса распространения газеты. Заинтересованность заказчиков в размещении платных материалов может быть гарантирована только в том случае, если газета действительно доходит до целевой аудитории. При необходимости, если качество распространения газеты через первичные отделения партии будет под вопросом, предлагается пользоваться услугами платных почтальонов.
Комментарии к презентационному макету газеты
Настоящий макет является своего рода концептуальной моделью альтернативной газеты ЧРО ЕР. Состав тематических рубрик и элементы дизайна могут меняться в достаточно широком диапазоне.
Все материалы пробного номера актуальны на первую неделю апреля – то есть, на период изготовления макета.