- Нужно вожатской работе отдать всё: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать её с удовольствием. Но если от неё защемит в груди – это не твоя работа…
- Вожатый просто обязан удивлять детей. В лагере масса причин для детского удивления, ищите их.
- Я за отчаянный энтузиазм в нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошёлся на детях, иначе счастливым не будешь.
- Нельзя доверять детей вожатым, которые не умеют улыбаться.
- Для вожатого особенно важны воображение и запас вдохновения. Вожатый без воображения – ремесленник.
- Тише, вожатый, ребёнок замечтался.
- Несчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей, никогда!
- Есть вожатые, которые не говорят, а отмечают, не улыбаются, а выражают одобрение, не ругают, а воспитывают. Они обычно всё время за что-то борются: за первое место, за чистоту в комнатах, за лучший отрядный уголок… Но не за чистоту души, не за ребёнка, как за личность.
- Каждая встреча с вожатым должна вселять в ребёнка надежду. Надежду на лучшее будущее. Ребёнку в любой, даже самой исключительной ситуации, мы обязаны оставлять шанс.
- Вожатый интересен не столько сегодняшним днём, сколько дальним замыслом, ближайшей перспективой – длиной предстоящей дороги, масштабом дел, друзьями.
- Чтобы искать согласия, надо уважать разногласия.
- Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, плачут, секретничают, ты – победитель.
- Ребёнок кажется ещё красивее и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением.
- Воздействуя на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают…
- Не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
- Не педагогично любить только тишину воспитательского дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость, реактивность детей. Надо уважать законы Детства.
- Не злоупотребляйте приказаниями, просьбу всегда легче и приятней выполнить.
- Приходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
- Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
- Никогда не делай того, что можно поручить детям.
- Есть такое выражение «толкать под руку». Мы же затолкали ребят. Нам кажется, если мы не подскажем, не подтолкнём, он сделает плохо. Пусть сделает хуже, но сам, с «я сам» начинается личность.
- Творящие дети ничего дурного не натворят.
- Помни: человек сложен, если ему даже 10 лет.
- Вожатому надо иметь нервы не крепкие, а обнажённые.
- Не сердись долго на ребёнка – это не профессионально.
- Не бегай жаловаться на ребят начальству, этим ты только покажешь свою беспомощность.
- Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
- Иногда надо помолчать при ребятах, в конце концов, и молчание не менее многозначительно.
- Не ругайся на ребят утром – солнце им покажется серым. Не ругайся днём – небо покажется им хмурым. Не ругай на ночь – луна и звезды будут чёрными. Вообще – не ругай!
- Вожатый, запрет – чаще всего признак твоей слабости, а не силы.
- Страдание калечит психику ребёнка. Особое внимание – страданиям ребёнка. Здесь мы не имеем право быть низкими.
- Осуждая – не унижай и не обижай.
- Справедливость – главная тропа вожатого.
- Ребёнок, в борьбе против несправедливости, чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги» чаще остаются на всю жизнь.
- Талант вожатого состоит в том, чтобы успеть всё в лагере.
- Знай: скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.
- Работа с детьми – процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. И, наверное, без учёта расхода.
- Нервы у ребят портятся не от шума и музыки, а от нервотрёпки, бестолковщины и глупости взрослых.
- Я заметил, сейчас всё чаще стали встречаться «рыхлые» дети. Одни мечты – никакой инициативы. Это очень опасные дети.
- Добрый вожатый – это не тот, который умеет делать только добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зла.
- В лагере главное – не система дел, не мероприятия, не планы, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к вожатым, к себе…
(Советы от Выготского, Макаренко, Сухомлинского).