Полезные советы для вас, вожатые!

  • Нужно вожатской работе отдать всё: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать её с удовольствием. Но если от неё защемит в груди – это не твоя работа…
  • Вожатый просто обязан удивлять детей. В лагере масса причин для детского удивления, ищите их.
  • Я за отчаянный энтузиазм в нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошёлся на детях, иначе счастливым не будешь.
  • Нельзя доверять детей вожатым, которые не умеют улыбаться.
  • Для вожатого особенно важны воображение и запас вдохновения. Вожатый без воображения – ремесленник.
  • Тише, вожатый, ребёнок замечтался.
  • Несчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей, никогда!
  • Есть вожатые, которые не говорят, а отмечают, не улыбаются, а выражают одобрение, не ругают, а воспитывают. Они обычно всё время за что-то борются: за первое место, за чистоту в комнатах, за лучший отрядный уголок… Но не за чистоту души, не за ребёнка, как за личность.
  • Каждая встреча с вожатым должна вселять в ребёнка надежду. Надежду на лучшее будущее. Ребёнку в любой, даже самой исключительной ситуации, мы обязаны оставлять шанс.
  • Вожатый интересен не столько сегодняшним днём, сколько дальним замыслом, ближайшей перспективой – длиной предстоящей дороги, масштабом дел, друзьями.
  • Чтобы искать согласия, надо уважать разногласия.
  • Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, плачут, секретничают, ты – победитель.
  • Ребёнок кажется ещё красивее и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением.
  • Воздействуя на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают…
  • Не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
  • Не педагогично любить только тишину воспитательского дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость, реактивность детей. Надо уважать законы Детства.
  • Не злоупотребляйте приказаниями, просьбу всегда легче и приятней выполнить.
  • Приходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
  • Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
  • Никогда не делай того, что можно поручить детям.
  • Есть такое выражение «толкать под руку». Мы же затолкали ребят. Нам кажется, если мы не подскажем, не подтолкнём, он сделает плохо. Пусть сделает хуже, но сам, с «я сам» начинается личность.
  • Творящие дети ничего дурного не натворят.
  • Помни: человек сложен, если ему даже 10 лет.
  • Вожатому надо иметь нервы не крепкие, а обнажённые.
  • Не сердись долго на ребёнка – это не профессионально.
  • Не бегай жаловаться на ребят начальству, этим ты только покажешь свою беспомощность.
  • Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
  • Иногда надо помолчать при ребятах, в конце концов, и молчание не менее многозначительно.
  • Не ругайся на ребят утром – солнце им покажется серым. Не ругайся днём – небо покажется им хмурым. Не ругай на ночь – луна и звезды будут чёрными. Вообще – не ругай!
  • Вожатый, запрет – чаще всего признак твоей слабости, а не силы.
  • Страдание калечит психику ребёнка. Особое внимание – страданиям ребёнка. Здесь мы не имеем право быть низкими.
  • Осуждая – не унижай и не обижай.
  • Справедливость – главная тропа вожатого.
  • Ребёнок, в борьбе против несправедливости, чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги» чаще остаются на всю жизнь.
  • Талант вожатого состоит в том, чтобы успеть всё в лагере.
  • Знай: скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.
  • Работа с детьми – процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. И, наверное, без учёта расхода.
  • Нервы у ребят портятся не от шума и музыки, а от нервотрёпки, бестолковщины и глупости взрослых.
  • Я заметил, сейчас всё чаще стали встречаться «рыхлые» дети. Одни мечты – никакой инициативы. Это очень опасные дети.
  • Добрый вожатый – это не тот, который умеет делать только добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зла.
  • В лагере главное – не система дел, не мероприятия, не планы, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к вожатым, к себе…

(Советы от Выготского, Макаренко, Сухомлинского).

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.