Встает вопрос о еще недостаточно привычном употреблении, с точки зрения построения и применения, понятия «база знаний» (БЗ). Этот непременный атрибут интеллектуальных компьютерных систем непрост при их полном и научном построении. Данная проблема представляется все же не вполне реализуемой теми служащими предприятий торговли, которые начнут активною работу по начальному применению изложенной здесь управляемой системы.
В знания, содержащиеся в БЗ, или формируемых последними, обычно включаются характеристики текущей ситуации, оценки возможности выполнения тех или иных действий, законы и закономерности того мира, в котором совершается деятельность, знания на основе опыта и многое другое.
Данные в базах данных (БД) и знания в БЗ имеют существенные отличия. Данные в БД – то, с чем работает программа, реализуемая на компьютере. Программа вызывает нужные данные, преобразует и вновь заносит в базу данных. БД остается «равнодушной» к происходящим в ней изменениям.
В БЗ ситуация иная. Изменения в хранимых в ней знаниях могут активизировать те или иные программы, связанные с этими знаниями. Точно также действия человека целиком связанные с его знаниями, служат побудительным мотивом для совершения тех или иных действий или программ действий. Но именно это сходство поведения человека и БЗ и позволяет пока именно человеку участвовать в работе и играть определяющую роль.
Существует упрощенное определение и представление БЗ.
База знаний – это хранилище готовых (или вырабатываемых самой базой знаний) рекомендаций, как надо поступать, какие принимать решения и т.д. в тех или иных конкретных ситуациях в определенных предметных областях. Базу знаний называют иногда базой правил.
Хранилище знаний, о котором идет речь, без труда могут формировать ведущие работники предприятий торговли (руководители, контроллеры, эксперты с большим опытом и знаниями и т. д.). Это тем более важно доверить именно людям, так как предприятия торговли имеют огромное многообразие в построении, специализации товара и способов его хранения, существенно отличаются по характеристикам расположения и т. д. Именно работники конкретных предприятий знают все особенности, подлежащую учету. Поэтому можно пока отложить разговоры о логических, сетевых, фреймовых, продукционных, семантических, способах построения БЗ. Знания в виде рекомендаций и сопроводительной (поясняющей) информации можно записывать, например, в строках обычных электронных таблиц, работой с которыми владеют даже простые выпускники школ.
Выбор электронных таблиц с нужной информацией реализовать легко. Все таблицы с альтернативными рекомендациями, примечаниями, пояснениями и даже формулами (если последние необходимы) можно связать с соответствующими Zi, внешними и внутренними возмущениями, с любыми факторами, отклоняющими траекторию функционирования или развития торгового предприятия от запланированной.
Базу знаний надо постоянно пополнять на таких основаниях, как:
- новые экономические разработки;
- опыт, приобретенный в схожих и близких условиях конкретного предприятия ситуациях;
- достоверные сведения о возможных ситуациях на рынке;
- сведения о старых и новейших конкурентах и т. д.
Не следует стремиться только к постоянному омоложению работников (хотя в сфере владения компьютерными знаниями, технологиями это может быть целесообразно). Пожилых людей, имеющих близкий и к конкретным условиям предприятия опыт, следует привлекать к сотрудничеству в качестве консультантов.