Формирование навыков здоровьесбережения воспитанников санаторной школы-интерната

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…

В. А. Сухомлинский

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

В Федеральных Государственных Стандартах образования второго поколения и Проекте нового Закона об образовании, а также в ходе реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» речь идет уже не столько о здоровьесбережении, сколько о здоровьеукреплении. Поэтому, несомненно, проблема сохранения здоровья и воспитания потребности в ЗОЖ решается во многом педагогическими (образовательными и воспитательными) методами и средствами, в том числе методами, которые продвигает известный мануальный терапевт Забранский Владислав Владимирович отзывы которого очень радуют людей. Петровская санаторная школа-интернат специализируется на лечении детей, больных сколиозом. Таким образом, решая проблемы сохранения здоровья на школьном уровне, мы разработали систему мероприятий различных форм и направленности, которые впоследствии составили план мероприятий, реализующих школьную программу «Здоровье».

Настоящая программа представляет собой целостную систему форм и средств, направленных на формирование здорового климата

в классных коллективах, культуры здоровья, знаний о профилактике заболеваний и вредных привычек.

В программе большое место отводится следующей модели взаимодействия: «ребенок – воспитатель – психолог – медицинский работник – родители», которая реализуется через классные часы, родительские собрания, индивидуальные беседы и различные совместные воспитательные мероприятия, то есть создание здоровьесберегающей среды происходит через всю внеурочную деятельность, ежедневный «здоровый урок» и специальные уроки здоровья.

В воспитательном процессе применяются здоровьесберегающие технологии, методики и приёмы оздоровления детей:

  1. Медико-гигиенические. Проводятся беседы для родителей по предотвращению заболеваний опорно-двигательной системы, неврозов, по правилам питания и соблюдению режима дня, мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся. Воспитатели следят за динамикой здоровья учащихся, организуют профилактические мероприятия в преддверии сезонных заболеваний.
  2. Физкультурно-оздоровительные. Проводятся Дни Здоровья, выполняется режим дня, ежедневные 2-хчасовые прогулки с детьми, походы на природу, лыжные прогулки, проведение физминуток на всех видах занятий, гимнастики для глаз, активные переменки, организовано участие в спортивных кружках и секциях.
  3. Экологические. Организована деятельность учащихся по обустройству пришкольной территории, озеленению классов, рекреаций, общежития; участие в природоохранных мероприятиях.
  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Воспитателями проводятся мероприятия по профилактике травматизма в школе, общественных местах, соблюдению правил дорожного движения.
  5. Здоровьесберегающие образовательные. Соблюдение правил СанПиНа, психолого-педагогическое сопровождение, мотивация обучающихся к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время реализуется в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №52 – ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При выборе элементов здоровьесберегающих технологий принимаются во внимание данные мониторинга состояния здоровья учащихся, учитываются особенности возрастного развития школьников, создаётся благоприятный эмоционально-психологический климат на уроках и во внеурочное время. Все используемые элементы снимают напряжение и усталость у учащихся, способствуют более эффективному достижению практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддерживают мотивацию обучаемых.

В ходе реализации программы ежегодно проводятся внеклассные уроки нравственности и здоровья, циклы часов общения по формированию навыков ЗОЖ, которые включают в себя следующие мероприятия:

  • Дни здоровья,
  • Уроки оздоровительной физкультуры (ЛФК) • Конкурсы рисунков:
    «Алкоголь – яд и обман», «Курить – здоровью вредить», «Нет наркотикам»;
  • Конкурс сочинений «Мы против СПИДа», • Тематические классные часы:
    5 класс – «Курить или не курить?», «Ваше здоровье в ваших руках», «Правильное питание», «Гигиена питания, гигиена тела», «История Олимпийских игр», «Долой сквернословие!», «Настроение на «отлично», «Я хочу стать…»

6 класс – «Как победить дракона, или Удержаться от вредной привычки!», «Ваше здоровье в ваших руках», «Школа жизненных навыков», «Научись говорить « нет», «Незримый враг – травматизм», «Учись любить труд».

7 класс – «Мы за здоровый образ жизни», «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «О вредных привычках», «Как оказать первую помощь», «Что значит правильно питаться», «О культуре внешнего вида», участие в конкурсе «Самый здоровый класс».

8 класс – «Быть здоровым – жить в радости», «Наш друг – велосипед», «Вредные привычки и их влияние на здоровье», «Скажи себе НЕТ» (курение), «Ваше здоровье в ваших руках», «Не попади в беду».

9 класс – «Вредные привычки», «Культура внешнего вида», «Долой сквернословие!», «Режим дня в выходные дни», «Правильное питание», «Как защититься от вирусов», беседы для начальной школы «Питайся правильно», участие в районном мероприятии «Скажи НЕТ наркотикам».

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя ответственными за себя, своё здоровье, окружающий мир, проявить себя в социально значимой деятельности. В школе успешно реализованы социально-значимые проекты и акции: проекты «Красота

и здоровье», «Человек есть то, что он ест», «Человеку без воды ни туды и ни сюды», акции «Жевательная резинка», «Юности чистые лёгкие», «Красная ленточка», «Нет наркотикам» и др.

Целью проектов и акций была актуализация темы здоровья, формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, пропаганда здорового образа жизни, создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Просветительская работа с родителями, их участие в работе, проводимой в школе, помогают семье создавать благоприятный психологический климат, прививать детям навыки здорового образа жизни. Проводится родительский всеобуч по темам: «Курение и статистика», «Алкоголь – яд и обман», «Наркомания – дело не личное», «Проблема здоровья детей», « Как сохранить здоровье ребенка?», «Режим дня и его значение», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Физкультура и спорт в жизни школьника», «СПИД – реальность или миф», «Наркомания. Что о ней нужно знать?».

Воспитателями совместно с медицинскими работниками проводится мониторинг показателей уровня здоровья, отслеживается количество случаев заболевания воспитанников и показатели индекса здоровья.

Увеличилось количество детей, не болевших ни разу, наметилось снижение количества часто болеющих детей, что свидетельствует об эффективности проведённой работы. Также отслеживается уроень воспитанности классного коллектива, развиваются коммуника-тивные способности, проводятся тренинги общения. Воспитателями совместно с врачом-ортопедом проводится мониторинг динамики заболевания детей сколиозом. У большинства детей наблюдается стабилизация заболевания и улучшение.

Можно сделать вывод, что в школе сложилась система внеклассной работы с детьми и родителями по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритета своего здоровья и здорового образа жизни.

Полученные знания о культуре питания, правильном режиме дня, соблюдении ортопедического режима, профилактике заболеваний, гигиене, закаливании, пагубном воздействии на организм ребёнка курения, алкоголя, наркотиков имеют практическую направленность и дали хороший результат. Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применяемые здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми укрепляют здоровье детей, способствуют формированию культуры здоровья. Сотрудничество воспитателя и родителей в этом направлении приводит к преобразованию здоровьесозидающего пространства и позволяют ребёнку укрепить внутренние позиции.

И чем раньше у воспитанников сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек, и общество в целом.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5. (Здоровье и образование).
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К.Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006 – 320с.

Авторы:

  • Сапарина Татьяна Олеговна, ГКООУ Саратовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат г.Петровска», воспитатель, Саратовская область
  • Мещерякова Людмила Михайловна, ГКООУ Саратовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат г.Петровска», воспитатель, Саратовская область
  • Воробьёва Татьяна Евгеньевна, ГКООУ Саратовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Сана-торная школа-интернат г.Петровска», воспитатель, Саратовская область

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.