Некоторые аспекты проблемы обеспечения общественного порядка в период 1941–1945 гг.

Эффективность функционирования системы государственного управления зависит от многих факторов, среди которых нормативно-правовая база ее деятельности, качество системы управления, материально-техническое обеспечение. Немаловажное значение имеет профессиональный уровень подготовки сотрудников, а также их личные качества и отношение к выполняемой работе. На практике эти качественные характеристики часто определяют ход процесса правоприменения и уровень работы всего механизма государственного управления. Кризисные этапы развития общества, к которым относится период Великой Отечественной войны, многократно повышают значение этих факторов, превращая их в необходимые условия сохранения всей системы управления, обеспечивающие функционирование основных государственных и общественных институтов.

Одним из наиболее значимых направлений деятельности органов милиции в годы Великой Отечественной войны являлось обеспечение общественного порядка. К понятию «общественный порядок» в современной историко-юридической науке существуют различные подходы. В расширительном толковании данное понятие включает в себя всю систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и реализации действующих во всех областях жизни социальных норм, принципов, идей, закрепляющих общественно необходимое и наиболее важное для данного политического и экономического строя поведение людей. В этом смысле общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства [1].

В узком смысле общественный порядок включает в себя охрану личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия. Как отмечает Л. С. Явич, порядок в общественных местах служит важнейшим условием нормальной деятельности государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, безопасности и покоя граждан [2]. Г. Г. Сиденко называет следующие признаки общественного порядка в узком смысле:

  1. ограничение определенной сферой общественных отношений правового и неправого характера, возникающих как результат социальных потребностей людей, направленных на обеспечение общественного спокойствия, общественной нравственности, нормальных условий для общественно полезной трудовой деятельности, отдыха и быта людей;
  2. урегулированность определенной совокупностью правовых и иных социальных норм;
  3. обеспеченность его охраны деятельностью специальных правоохранительных органов и общественных организаций;
  4. отражение в правовой действительности в виде правовой категории, правового института [3]. Такой подход не только распространен в юридической литературе, но и имеет практическое значение в работе органов внутренних дел.

В период Великой Отечественной войны наиболее опасными для государства и общества были открытые проявления недовольства граждан, массовые беспорядки, способные вызвать дестабилизацию обстановки в тылу. Следует отметить, что на массовые выступления населения против советской власти после начала войны рассчитывал Гитлер, на это была направлена организованная им пропаганда.

Анализ социально-политической и экономической обстановки в обществе после начала Великой Отечественной войны позволяет выделить несколько факторов социальной напряженности среди населения. Первый был локализован в регионах, из которых в начальные период войны была организована массовая эвакуация. Эвакуация проходила в напряженной обстановке бомбардировок, при неудовлетворении заявок на вагоны, узком фронте погрузочных площадок и недостатке рабочих из-за их мобилизации на трудовой фронт и на строительство оборонительных сооружений.

В этих сложных условиях раскрывались многочисленные факты использования не по назначению порожних вагонов, к примеру, для эвакуации членов семей ответственных работников железной дороги и командного состава. Использовали в этих целях не только железнодорожный, но и воздушный транспорт. За два месяца войны в ущерб перевозке оборонных грузов на самолетах гражданской авиации отправили в тыл 460 членов семей работников Аэрофлота и около 15 тонн личных вещей. Иногда такие перевозки оформлялись как специальные рейсы, в действительности, самолеты были полностью загружены имуществом руководящих работников. Так, многоместный самолет ПС-84 согласно документам выполнял спецрейс, а на самом деле вылетел вглубь страны с единственным пассажиром – заместителем начальника эксплуатационного управления Гражданского воздушного флота. Эти факты злоупотреблений служебным положением становились известными трудящимся и служили катализатором негативных проявлений, которые приобретали политическую окраску. Стихийные митинги против таких руководителей, случалось, заканчивались драками, побоями должностных лиц, а иногда превращались в массовые беспорядки. А это – уже прямая угроза срыва мероприятий по перебазированию на восток производительных сил [4].

Процесс эвакуации, приема эвакуированного населения и промышленных объектов, учреждений и организаций являлся одной из наиболее сложных задач начального периода войны. Органы милиции обеспечивали общественный порядок в процессе эвакуации, охрану стратегически значимого промышленного оборудования, в том числе оборонного назначения, эвакуированного продовольствия, культурных ценностей.

Второй фактор был связан со сферой трудовых отношений. Необходимость развертывания военного производства и закрепления кадров на оборонных предприятиях потребовала введении жестких принудительных мер. Еще до начала войны, 26 июня 1940 г., был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», в соответствии с которым рабочие и служащие, самовольно оставившие рабочие места государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений привлекались к ответственности в виде тюремного заключения на срок от 2-х до 4-х месяцев, за прогул без уважительной причины – в виде исправительно-трудовых работ на срок до 6 месяцев с удержанием до 25 % заработной платы [5]. 26 декабря 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий». В соответствии с этим указом, все рабочие и служащие мужского и женского пола предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность, считались на период войны мобилизованными и закреплялись для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работали. Указ предусматривал усиление ответственности за самовольный уход с предприятий в условиях военного времени, объявил такой уход трудовым дезертирством и определял уголовное наказание за него в виде тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет [6].

Правовой основой расширения полномочий государственных органов по привлечению граждан к труду и обеспечению трудовой дисциплины в период Великой Отечественной войны, являлись Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» [7], Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» [8], Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10 августа 1942 г. «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время» [9].

Таким образом, в сфере трудовых правоотношений в военный период происходило существенное ограничение индивидуальных прав и свобод, которые были подчинены общим интересам, трудовые правоотношения приобрели черты трудовой повинности с отчетливым оттенком интенсификации труда: был увеличен рабочий день, отменены отпуска, вводились общественные работы. Достижение широкомасштабных общественных задач предполагает активное участие значительной части трудоспособного населения, причем оно может сопровождаться ущемлением личных интересов в процессе безвозмездного труда для достижения общих целей. При этом лишь небольшая часть граждан способна жертвовать собственными интересами ради общественных.

Сотрудники районных отделений милиции совместно с местными властями, руководством колхозов, совхозов организовывали мобилизацию трудоспособного населения на сельхозработы, на создание государственных оборонительных рубежей, имеющих стратегическое значение, в соответствии с постановлением ГКО СССР от 13 октября 1941 г., на другие работы. Участие милиции в организации трудовой повинности объяснялось возможными конфликтными ситуациями, так как мобилизация не всегда встречала энтузиазм со стороны населения. На сотрудников милиции возлагались и другие охранительные функции: выявление саботажников, пресечение дезертирства и возвращение на работу бежавших, а также регулятивные функции – решение вопросов по бесперебойному обеспечению работников всем необходимым.

Третий фактор, который мог привести к нарушениям общественного порядка и массовым беспорядкам, был связан с введением карточной системы распределения. Военная обстановка обусловливала ограничение торговли продовольственными и промышленными товарами. Население принимало ограничения, чтобы обеспечить нормальное снабжение фронта необходимым продовольствием. В 1941–1942 гг. гитлеровские войска оккупировали территорию, на которой находилась почти половина всех посевных площадей страны. Большое количество сельскохозяйственной техники было уничтожено, вышло из строя, многие члены колхозов были призваны в действующую армию. Все это привело к резкому снижению сельскохозяйственного производства, необходимости строгой экономии продовольственных товаров, введения карточной системы распределения.

В начале войны особенно актуальной стала необходимость в обеспечении сохранности продуктов питания, необходимых для армии и населения. В этот период крупные хищения были выявлены в системах Облпотребсоюза и Заготзерно Рязанской области. Для пресечения хищений ГКО СССР 22 января 1943 г. принял постановление «Об усилении борьбы с хищениями и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров», выполнение которого поручалось в основном органам милиции. В местностях, объявленных на военном положении, из населения были созданы группы охраны общественного порядка, группы самообороны, которые участвовали в охране государственного и колхозно-кооперативного имущества [10].

Эта проблема с точки зрения охраны общественного порядка органами милиции имеет два аспекта: во-первых, недостатки и злоупотребления в снабжении населения промышленными и продовольственными товарами приводили к социальной напряженности и антиправительственным настроениям, во-вторых, случаи краж продовольственных карточек приводили к тому, что люди лишались часто единственного источника продовольствия для себя и своих семей, что также могло вызвать дезорганизацию обстановки. К функциям милиции относилась борьба, как с причинами, так и с последствиями таких явлений.

И, наконец, четвертый фактор – это значительное осложнение оперативной обстановки в стране в связи с освобождением значительного числа заключенных. После начала войны из исправительно-трудовых лагерей и колоний для службы в действующей армии были освобождены 480 тысяч человек, что составляло почти 25 % от общего числа заключенных. В срочном порядке из прифронтовых регионов было эвакуировано 272 тюрьмы, в которых содержалось свыше 140 тыс. человек. Во время эвакуации по разным причинам оказались потерянными около 43 тыс. преступников, в том числе бежали при бомбардировках – 819, совершили побег из-под стражи – 264, были освобождены в ходе налетов бандитов на вагоны заключенных – 346 [11].

Интересы обеспечения фронта военной продукцией, необходимость выполнения планов заставляли использовать непосредственно на режимном производстве не только личный состав расформированных в 1942 г. строительных батальонов и рабочих колонн, но и труд заключенных, передвижение которых по заводу не всегда удавалось регулировать в точном соответствии с инструкциями. В целом, из европейской части СССР на оборонные работы из мест заключения были направлены 200 тыс. человек [12].

Обеспечение общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране в период Великой Отечественной войны являлись наиболее сложными задачами всех государственных органов и должностных лиц. Деятельность органов милиции в условиях военного времени, непосредственно направленная на обеспечение общественного порядка, являлась необходимым условием функционирования тыла, реализации функций государственного управления и предотвращения массовых беспорядков, способных дестабилизировать обстановку в стране.

  1. МВД России: энциклопедия / гл. ред. В. Ф. Некрасов. – М., 2002. – С. 343.
  2. Явич, Л. С. Государство, права, общественный порядок в период строительства коммунизма / Л. С. Явич. – М.: ВШ МООП СССР, 1967. – С. 15–18.
  3. Сиденко, Г. Г. О соотношении понятий общественного порядка и общественной безопасности / Г. Г. Сиденко // Вестн. МГУ. – Сер. 11. Право. – 1978. – № 6. – С. 51.
  4. Демидов, А. Обеспечение экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны / Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства. – Изд. 2-е. – М.: Моя Россия, Кучково поле, 2005. – С. 106.
  5. Скрытая правда войны: 1941 год. Неизвестные документы. – М., 1992. – С. 122.
  6. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917–1952 гг. – М., 1953. – С. 417. 121
  7. Ведомости ВС СССР. – 1942. – N 6.
  8. СП СССР. 1942. – N 4. – Ст. 60.
  9. ГА РФ. Ф. 5446. О. 1. Д. 204. Л. 294.
  10. Белоус, В. Г. Становление и развитие системы охраны объектов особой важности в России в 19–20 веках (историко-правовой аспект): монография / В. Г. Белоус. – М., Архангельск: Юпитер, 2007. – С. 24–25.
  11. Уголовно-исправительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. А. И. Зубкова. – М., 1997. – С. 114.
  12. Демидов, А. – Указ. соч. – С. 106.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Гусак Владимир Алексеевич – кандидат юридических наук, доцент Челябинского юридического института МВД РФ

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.