Некоторые вопросы общественных некоммерческих благотворительных фондов

Законодательством Российской Федерации определено, что фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7 - ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»).[4, ст.7]

Некоммерческая организация, в отличие от коммерческой организации, не имеет извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. [1, с. 137]

Некоммерческие организации также вступают в отношения по поводу их государственной регистрации, могут получать лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности (образовательной, в области здравоохранения и т.д.), в их отношении также осуществляется государственный контроль (надзор), они подлежат в установленных случаях административной ответственности. Кроме того, некоммерческие организации могут быть субъектами административно - правовых отношений независимо от того, имеют они статус юридического лица или нет. [3, с. 105]

Современное социальное предпринимательство, не имея детерминированных понятийных рамок, все чаще представляется инновационными формами социальной деятельности. Остановимся лишь на одном из них.

Фонд «Ашока» был основан в 1980 г. Биллом Дрейтоном, который полагал, что самой мошной силой и проводником добра в мире является социальный предприниматель: человек, движимый инновационной идеей, которая может помочь исправить укоренившуюся глобальную проблему. По его мнению, ведущие социальные предприниматели мира стремятся к системным решениям, которые постоянно меняют существующие модели деятельности. Начиная с Индии (1981), фонд начал выявлять и поддерживать ведущих социальных предпринимателей в мире, у которых есть идеи для масштабных социальных изменений. Официально имя фонда было зарегистрировано в 1987 г. Б.Дрейтон был вдохновлен санскритским словом «ашока», что означает «активное отсутствие печали», и Индийским императором Ашокой - одним из первых великих социальных предпринимателей в мире. [2, с. 32 - 33]

В настоящее время фонд «Ашока» продолжает расти, расширяя свою глобальную сеть ведущих социальных предпринимателей в Северной Америке - она начала осуществление программ в США в 2000 г., в Канаде в 2002г., на Ближнем Востоке и Северной Африке в 2000г. и в Западной Европе в 2005 году. Заглядывая в будущее, фонд «Ашока» выявляет новые возможности там, где общество достигает переломного момента, который позволит решить критические проблемы путем широкомасштабных системных изменений. [2, с. 34]

В настоящее время законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 - ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г.№ 82 - ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

Фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды). Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [6, ст.2]

Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82 -ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах. [6, ст.37]

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие - либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких - либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. [4, п.3 ст. 14]

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ). [9, ст.251 ]

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно - правовыми формами некоммерческих организаций.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

  1. Если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  2. Если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  3. В случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
  4. В других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  1. О финансово - хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;
  2. О персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;
  3. О составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);
  4. О содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;
  5. О нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

В заключении хотелось бы указать на пути разрешения указанных проблем:

  1. Привлечение к совершенствованию законодательствакасаемо благотворительной деятельности и благотворительных организациях;
  2. Развитие нового законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях;
  3. Придание законотворческому процессу гласности, как на этапе разработки, так и в процессе применения новых правовых норм.

Список использованной литературы:

  1. Административное право России: учебник для вузов / А.И.Стахов, П.И.Кононов. - 4 - е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 624 с. -(Высшее образование). - Текст: непосредственный;
  2. Социальное предпринимательство: учебное пособие для вузов / Н.Я.Калюжнова, Е.П.Огаркова, М.А. Осипов; под редакцией НЯ.Калюжновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 114с. - (Высшее образование). - Текст: непосредственный;
  3. Административное право: учебник для СПО / под общ.ред. А.В.Зубача. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 530 с. - (Серия: Профессиональное образование);
  4. О некоммерческих организациях в Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный закон 12 января 1996 г. №7 - ФЗ (ред. с изменениями 2 декабря 2019 г.);
  5. Об общественных объединениях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон 19 мая 1995 г. №>82 - ФЗ (ред. от 02.12.2019 г.);
  6. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Электронный ресурс]: Федеральный закон 11 августа 1995 г. №135 - ФЗ (ред. 18 декабря 2018 г.);
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ (ред. 27 декабря 2019 г.);
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон 30 ноября 1994г. №51 - ФЗ (ред. 16 декабря 2019 г., первая часть);
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон 5 августа 2000 г. №117 - ФЗ (ред. 27 декабря 2019 г., вторая часть).

Автор: Челахсаева Я.Т. - магистр второго года обучения ФГБОУ ВО СК ГМИ (СКГТУ) г. Владикавказ, РФ

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.