Тема финансового выравнивания изучена фрагментарно в юридической науке: большинство исследований по данному вопросу являются эконмическими. Фундаментально тема не затрагивалась отечественными учеными - правоведами, что создает неопределенность в финансово - правовой науке. Тем не менее, финансовое выравнивание представляет собой значимый правовой институт, стоящий в основе движения публичных финансов в государстве.
Финансовое выравнивание в узком смысле представляет собой распределение финансовых ресурсов внутри государства с помощью законодательно установленных механизмов. Распределение осуществляется между публично - правыми образованиями на основании экономических показателей каждого из них.
Когда речь идет о федеративном государстве, то финансовое выравнивание базируется на финансовой автономии, то есть самостоятельности публично - правовых образований (регионов, муниципалитетов) распоряжаться финансовыми ресурсами по своему усмотрению в рамках своей компетенции. Однако, механизмы выравнивания могут функционировать и в рамках унитарного государства (успешный опыт применения механизмов показывает, к примеру, Латвия). [1, с. 75]
В отличие от ряда европейских стран, в Российской Федерации нет специального закона, регулирующего вопросы финансового выравнивания, в котором бы содержались определение и принципы, а также механизмы финансового выравнивания.
Выделяют горизонтальное и вертикальное финансовое выравнивание. Горизонтальное выравнивание реализуется через систему межбюджетных трансфертов. Оно является преимущественным механизмом регулирования межбюджетных отношений в большом количестве государств, к примеру, в Австрии (исключительно целевые трансферты), Индии, Канаде (ежегодные нецелевые гранты), Германии.[3, с. 208] Подобная система применяется в Швеции и Литве, где финансово устойчивые регионы вносят средства на выравнивание остальных. [1, с. 78] Вертикальное выравнивание является инструментом децентрализованного управления, в котором делается упор на самостоятельности и бюджетной ответственности реципиентов перед жителями их территорий.
Необходимый (минимальный, стандартный) уровень социальных услуг на всей территории страны достигается путем повышения бюджетных потенциалов нуждающихся в поддержке территорий. Задачами вертикального выравнивания является разграничение компетенций и ответственности между уровнями власти, а также распределение доходных источников за уровнями власти.[4, с. 15] Горизонтальный подход преимущественно используется только для финансирования расходов, а вертикальное выравнивание - как правило, только для согласования условий получения доходов. Механизмы той или иной формы финансового выравнивания закреплены в законодательстве как федеративных, так и унитарных государств.
Стоит отметить, что в дополнение к этим структурированным видам финансового выравнивания, выделяют также «скрытое» финансовое выравнивание. Под скрытым финансовым выравниванием понимаются меры, не заключенные в законах, касающихся финансового выравнивания, однако по содержанию так или иначе влияющие на распределение финансов.[5, с. 57] В таком случае можно говорить о двух структурированных видах финансового выравнивания и об одном факультативном. Виды выравнивания позволяют с разных сторон посмотреть на механизмы и инструменты бюджетного взаимодействия различных уровней власти.
Рассмотрев механизмы и виды финансового выравнивания с правовой точки зрения, можно сформулировать определение и принципы финансового выравнивания, что позволит говорить о роли данного института в финансовом праве. Финансовое выравнивание - это институт, включающий в себя законодательно закрепленный комплекс мер, направленных на стимулирование экономики и выравнивание уровня предоставления государственных услуг в отстающих публично - правовых образованиях. Цель финансового выравнивания состоит в том, чтобы позволить все уровням власти выполнять задачи, возложенные на них согласно конституции.
На основании исследования выделим основные принципы финансового выравнивания.
Экономическая обоснованность. Применение тех или иных мер финансового выравнивания должно быть основано на экономических расчетах, с использованием четко разработанной методологии. • Законность. Любая мера финансового выравнивания должна основываться на четко определенных нормах законодательства и применятся под контролем надзорных органов или соответствующих комиссий.
Прозрачность. Данный принцип вытекает из предыдущего. Граждане страны являются налогоплательщиками и имеют право знать о направлениях движения финансов, примером реализации данного принципа является Швеция.[2, с. 54]
Приоритет экономических мер над административными. Инструменты финансового выравнивания не должны основываться исключительно на политических решениях, поскольку ведут за собой экономические изменения, в конечном итоге отражающиеся на уровне жизни граждан.
Справедливость (беспристрастность). Данный принцип так же связан с предыдущими. Он основывается на компромиссном разграничении компетенции между уровнями власти и, как следствие, переходит в строгое следование конституционным принципам, когда не отдается предпочтение каким - либо конкретным регионам.
Приоритет реализации прав человека. Нельзя забывать, что целью финансового выравнивания является равное предоставление государственных услуг гражданам, а равно и обеспечение реализации прав населения в полной мере. Речь фактически идет об исполнении положений Конституции.
Стимулирующий характер. Принимаемые меры, направленные на выравнивание, должны проводиться таким образом, чтобы исключить ситуации, когда система распределения не побуждает публично - правовые образования развивать собственные доходы.
Таким образом, в широком смысле финансовое выравнивание охватывает почти весь спектр межбюджетных отношений; проведенное исследование свидетельствует о том, что данный институт занимает центральную позицию в бюджетном праве, поскольку обеспечивает надлежащее исполнение конституционных положений.
Целью финансового выравнивания является обеспечение предоставления равного уровня государственных услуг на всей территории государства. Равный доступ граждан к данным услугам является конституционным правом. Приоритет прав человека в целеполагании финансового выравнивания говорит о том, что его можно представить не только как финансово - правовой, но и как конституционно - правовой институт.
Список использованной литературы:
- Иванов В.В., Строгнацкая О.А. Инструменты: межбюджетного выравнивания социально - экономических условий жизнедеятельности регионов в Латвии // Финансы и кредит. 2008. №43 (331). С. 76 - 80
- Криворотько Ю.В. Эволюция модели равенства бюджетной обеспеченности в Швеции: последние корректировки // Финансы и кредит. 2009. №30 (366). С. 53 - 62
- Морозова О.С. Финансовое выравнивание и его принципы в бюджетном законодательстве Германии // Актуальные проблемы российского права. 2016. №10 (71). С. 202 - 215
- Соколова А.А. Формы и механизмы вертикального выравнивания в сфере межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. №6. С. 14 - 22.
- Roberto Bernardo Anero Ord'o~nez. Finanzausgleich und Dezentralisierung: Spanien auf dem Weg zu einem gegliederten Staatswesen. Maeburg. 2003. S. 57
Автор: Тарасов А.А., Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», г. Москва, РФ E - mail: tarasov152hse@yandex.ru