Особенности юридической техники при составлении учредительных документов некоммерческих организаций

Юридическая техника - совокупность способов, приемов, средств, используемых в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Юридическая техника используется не только в процессе создания нормативно - правового акта, но также и в процессе создания договоров, указов, учредительных документов некоммерческих организаций (уставы).

При подготовке уставных документов организации приемы и правила юридической техники необходимы для обеспечения соответствия формы устава его содержанию, доступность изложения материала (видов деятельности) для учредителей, членов, участников организации, доступность и ясность изложения, логика содержания, итогом процесса станет логичный устав организации.

Е. В. Максимова считает, что все приемы, используемые в юридической технике основаны на установленных правилах технико - юридических средств и именно средства находятся в основе приемов. Это относится к перечню, используемому при перечислении видов деятельности, целей, видов приносящей доход деятельности в уставе организации, как к ее средствам, которые формируют приемы [1, с. 20].

По состоянию на 22 марта 2020 года на территории Владимирской области зарегистрировано по данным Минюста РФ около 1683 некоммерческих организаций [2]. Число некоммерческих организаций (юридических лиц), учтенных в Статрегистре во Владимирской области - 7108 организаций, однако активно на территории региона работают около 55 % НКО, большинство из них (около 80 % сосредоточены в городе Владимире) [3]. В своей деятельности некоммерческие организации регулярно сталкиваются с правовыми вопросами, необходимостью проконсультироваться по налогообложению, бухгалтерскому учету, отчетности. Однако во Владимирской области лишь единицы юристов и бухгалтеров специализируются на вопросах деятельности некоммерческих организаций. Вопросами подготовки уставных документов для регистрации занимаются несколько человек во всей Владимирской области. В 2019 году был проведен опрос зарегистрированных НКО, в частности относительно уровня разработанности внутренних документов. Данный опрос показал, что около 28 % вынуждены самостоятельно искать литературу или кратковременные курсы по отдельным вопросам, 44 % прошли курсы, проводимые отдельными некоммерческими организациями региона, оставшиеся не имеют соответствующего образования по данному вопросу.

Следствием низкого уровня правопонимания граждан, работающих в сфере некоммерческих организаций выступают нарушения в деятельности некоммерческих организаций, выявленные в результате проверок, проводимых контролирующими органами: территориальное управление Минюста, Роскомнадзора, трудовая инспекция. Нарушений можно было бы избежать при проведении серьезной просветительской работы в области приемов и средств юридической техники, используемых в договорных отношениях, а также при оказании адресной помощи со стороны. В частности, Управлением Минюста России по Владимирской области ежегодно проверяется порядка 41 организаций. Наиболее частыми отказами и возвращениями уставов на доработку является нелогичность, нарушение приемов юридической техники при составлении устава организации. По данным ГАС Правосудие в 2019 году Управление 43 раза обращалось с исками о ликвидации НКО в связи с выявленными нарушениями в деятельности, 38 раз рассматривались материалы о привлечении к административной ответственности за нарушения составления документов[4].

Что касается реквизитов и оформления, уставы не имеют конкретной установленной законодателем формы. Однако в любом официальном документе необходимо указывать наименование, дату составления и подпись, в случаях с уставами некоммерческих организации в настоящий момент подпись учредителя не требуется, юридическую силу уставу придает отметка регистрирующего органа - Управление Министерства Юстиции России по Владимирской области. При составлении уставов юристу необходимо изучить нормативную базу, помимо ГК РФ существует множество специальных законов, касающихся тех или иных организационно - правовых форм некоммерческих организаций, соблюдать установленные для конкретных видов некоммерческих организации особенности, так для фондов и благотворительных организаций необходимо включать положения Федерального закона от 11.08.1995 N 135 - ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и др. формы устава.

Структура устава организации определяется на основе сферы деятельности будущей организации, согласно которой в уставе должны быть закреплены следующие положения: 1) орган, принимающий устав организации; 2) организационно - правовая форма, наименование и направление организации; 3) общие положения (правовой статус), включая территорию действия организации, полное и сокращенное наименование организации, словесное описание символики при наличии, место нахождение постоянного руководящего органа организации (Совет, Правление, Конференция); 4) цели, задачи и виды деятельности организации; 5) виды приносящей доход деятельности, при условии, что организация планирует ее осуществлять; 5) права и обязанности организации, членов (если организация предполагает членство); 6) порядок приемы и выхода учредителей, в организациях, которые предполагают прием и выход учредителей; 7) структура организации, порядок формирования органов и их компетенция, сроки полномочий; 8) источники формирования имущества; 9) финансово - хозяйственная деятельность организации; 10) формирование ревизора или ревизионной комиссии (кроме случаев, когда ревизионную функцию берут на себя учредители); 11) порядок внесения изменений и дополнений в устав некоммерческой организации; 12) порядок реорганизации и ликвидации некоммерческой организации.

Язык изложения должен быть ясным, четким, доступным и соответствовать нормам русского языка. Необходимо использовать адекватные, не загроможденные термины, практика показывает, что включение в один вид деятельности нескольких сфер сразу приводит к корректировкам со стороны Минюста или удаление пункта вовсе. Рекомендуется подразделять текст на пункты при перечислении видов деятельности, прав и обязанностей организации, членов организации, источников формирования имущества или компетенций органов управления; в описаниях символики, правового статуса организации можно ограничиться делением на абзацы. Виды деятельности должны быть понятными для других участников организации, соответствовать целям и предмету деятельности некоммерческой организации.

Способ изложения видов деятельности может отличаться уровнем обобщенности, быть абстрактным и казуистическим. Абстрактный способ при составлении уставов характеризуется предельным обобщением видов деятельности организации. В отличие от него казуистический способ, напротив, характеризуется перечислением конкретных видов деятельности. Достоинство первого способа состоит в краткости, что позволяет организациям работать во всех сферах деятельности, второго - в точности и конкретности. При этом абстрактный способ в случае составления учредительных документов иллюстрирует менее высокий уровень юридической техники, чем казуистический. Необходимость применения второго способа обусловлена тем, что он позволяет конкретизировать виды деятельности в виде соответствующих алгоритмов, что нельзя сказать об абстрагировании, как правило, являющемся причиной затруднений в правопонимании.

Необходимо отметить, что для достижения развитого гражданского общества необходимо учитывать, что процесс создания уставов должно происходить в соответствии с приемами и средствами юридической техники, принципы, представляющие собой проявление функционального назначения в отношениях. Соблюдение этих принципов -залог эффективности законодательства, соответствия результатов деятельности, закрепленной в уставах некоммерческих организаций ее целям, полноты, точности и ясности принятых уставов и, как результат, их исполняемость, реальность в качестве механизма регулирования общественных отношений.

Список использованной литературы:

  • Максимова Е. В. К вопросу о приемах юридической техники, применяемых при изложении нормативно - правовых предписаний федеральными органами исполнительной власти // Юридический мир. 2009. №9.
  • http: // unro.minjust.ru / №С(Хжрх(дата обращения 25.03.2020)
  • https: // vladimirstat.gks.ru / storage / mediabank 2001.01.2020.pdf (дата обращения
    25.03.2020)
  • https: // bsr.sudrf.ru / bigs / portal.html (дата обращения 25.03.2020)

Автор: Н.Е. Свиридова, магистрант 2 курса ВлГУ, г. Владимир, РФ Sviiidova.natalia.96@mail.ru

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.