Некоторые вопросы участия адвоката — защитника в уголовно — процессуальном доказывании на стадии возбуждения уголовного дела

Регулирование прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства является важнейшей составной частью уголовного судопроизводства. В свою очередь, стадия возбуждения уголовного дела как начальная стадия уголовного судопроизводства часто определяет характер и особенности остального судебного процесса.В связи с этим регулирование прав, обязанностей и участия адвоката - защитника в доказывании на стадии возбуждения уголовного дела имеет особое значение в силу соблюдения адвокатом принципа состязательности судопроизводства.

Возбуждение уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства характеризует возникновение уголовно - процессуальных отношений, облеченных в определенную форму в соответствии с законом. Начало осуществления данного этапа соответствует моменту поступления и регистрации сообщения о преступлении, окончанию этапа, вынесению соответствующего постановления следователем или иными компетентными лицами (пункт 1 статьи 146 УПК РФ).

Возможность допуска защитника к участию в доказывании в уголовном судопроизводстве на стадии возбуждения уголовного дела регулируется следующими положениями: часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации содержит норму, согласно которой право на использование помощи адвоката присуще каждому задержанному, находящемуся под стражей, обвиняемому соответственно с момента задержания, задержания или предъявления обвинения; статья 49 УПК РФ содержит положения, предусматривающие скорейшее осуществление возможного вступления защитника в уголовный процесс: со дня принятия постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; с момента фактического задержания подозреваемого; со дня вручения уведомления о подозрении; с момента оглашения постановления о назначении экспертизы; с момента начала осуществления иных мер принуждения или иных процессуальных действий в отношении подозреваемого; с начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Рассмотрим более подробно пункт 6 части 3 статьи 49 УПК РФ, который был введен в действие в 2013 году: «защитник участвует в уголовном деле с самого начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы человека, в отношении которого проводитсяпроверка сообщения о преступлении в соответствии со статьей 144 УПК РФ.

Н. П. Ведищев справедливо отмечает, что "на стадии проверки сообщения о преступлении не может быть никакого уголовного дела, как следует из определения "защитник" (часть 1 статьи 49 УПК РФ), имеется только проверяемая информация о готовящемся, совершенном или совершенном преступлении»[3, с. 32 ]

Мы согласны с комментарием автора по поводу вышеуказанных изменений, внесенных законодателем в ч. 3 ст. 49 УПК РФ. Действительно, норма статьи 49 УПК РФ уже содержит противоречия, начиная с «защитник участвует в уголовном деле» и заканчивая «защитник участвует в уголовном деле»...на предмет чего ведется проверка отчета о преступлении...". Проверка сообщения - это не законченное действие (уголовное дело), а совокупность действий, в результате которых принимается решение в соответствии со статьей 145 УПК РФ.

На наш взгляд, в целях четкого правового регулирования следует исключить пункт 6 части 3 статьи 49 УПК РФ и представить его в отдельной части статьи 49 УПК РФ, а именно: "защитник привлекается к уголовному делу с момента осуществления процессуальных действий, посягающих на права и свободы лица, в отношении которого проверяется сообщение о преступлении в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ".

По мнению Н. П.Ведищева, изменение и дополнение части 1.1 статьи 144 УПК РФ в части права «пользоваться услугами адвоката» приводит к расхождению между положениями статьи 49 и 144 УПК РФ. В первом случае речь идет о «защитнике», полномочия которого регулируются статьей 53 УПК РФ, а во втором - о праве на" услуги адвоката", полномочия которого не в полной мере регулируются законом.[3, с.32]

Амасянц также предлагает заменить термин " адвокатские услуги "в части 1. 1 статьи 144 УПК РФ формулировкой" содействие защитнику "[2, с. 91 - 94] для определения процессуального статуса защитника (адвоката).

А. П. Ряполова считает, что необходимо определить статус адвоката, участвующего в проверке сообщения о преступлении, поскольку его "права и обязанности не могут быть полностью идентичны по объему правам и обязанностям защитника". [8, с. 60]

Мы не согласны с таким мнением авторов, поскольку часть 2 статьи 49 УПК РФ гласит, что «адвокаты: участвуют в качестве защитников». Понятие защитника закреплено в части 1 статьи 49 УПК РФ, что означает, что понятие "адвокат "тождественно понятию «защитник».

В подтверждение нашего мнения обратимся к Федеральному закону «Об адвокатуре и адвокатуре в Российской Федерации», который гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленное в Конституции Российской Федерации, и регулирует адвокатскую деятельность.

В соответствии с п. 5 ч. 2 гл. 2 указанного Федерального закона «об оказании юридической помощи" адвокат участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях».

На наш взгляд, ключевым является "адвокат", который может выступать в качестве представителя или защитника, то есть это уже вторично, но они несут на себе печать понимания смысла понятия «адвокат». Это означает, что истинный смысл и полнота понятия кроется в слове «юрист», который оказывает квалифицированную юридическую помощь. Смысл этого положения следует толковать широко.

Обращая внимание на актуальные проблемы обеспечения законных интересов личности в ходе процессуальных действий на стадии уголовного судопроизводства, необходимо определить полномочия лиц, участвующих в этих действиях.

О. В. Гладышева пишет, что наличие одной и той же стадии возбуждения уголовного дела обеспечивает законность и справедливость начала производства по уголовному делу. [5, с. 188]

Однако, по мнению О. В. Гладышевой, процессуальный статус возможных участников на стадии уголовного судопроизводства четко не установлен законом, что приводит к нарушениям прав граждан.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года (по жалобе В. И. Маслова)[1] говорится, что любое лицо, участвующее в сфере уголовного судопроизводства, независимо от своего формального процессуального статуса, может воспользоваться помощью адвоката (защитника), а это значит, что в определенной степени оно может иметь право на защиту.

В части 1 статьи 49 УПК РФ законодатель определяет защитника как "лицо, которое защищает права и интересы подозреваемых и обвиняемых в порядке, установленном УПК РФ, и оказывает им юридическую помощь в уголовном судопроизводстве".

В части 1.1 статьи 144 УПК РФ "лица, участвующие в производстве по делу при проверке сообщения о преступлении" имеют право на адвоката, но Уголовно -процессуального статуса пока не имеют.

О. В. Гладышева считает, что для обеспечения законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела необходимо законодательно закрепить процессуальный статус заявителя, лица, вызванного на допрос, защитника заявителя, лиц, привлеченных для получения объяснений участником следственного действия.[4, с.122 - 132]

Мы не согласны с мнением автора, поскольку отсутствие четкого правового статуса участников проверки сообщения о преступлении, нуждающихся в помощи адвоката, не влечет за собой ограничения их конституционных прав и свобод, а значит, адвокат в любом случае будет осуществлять защитные функции, предусмотренные уголовно -процессуальным законодательством в отношении обратившегося к нему лица.

Участие адвоката в проверке сообщения о преступлении является, конечно, важным аспектом для осуществления им своих функций, но статья 144 УПК РФ не устанавливает, какими полномочиями обладает адвокат, однако, поскольку права обвинения имеются.

Иванов справедливо отмечает, что " прокуратура сегодня располагает множеством эффективных процессуальных средств сбора информации доказательственного характера на стадии проверки заявления (сообщения) о преступлении. "[6,с. 107 - 108]

Как мы уже говорили ранее, полномочия адвоката в статье 144 УПК РФ не определены, а согласно статьям 49 и 53 УПК РФ защитник выполняет свои функции только в том случае, если он вступает в уголовное дело.

Обратимся к части 2 статьи 6 Закона Об адвокатуре, в которой говорится, что адвокат имеет право:

* собирать информацию, запрашивать документы, в том числе те, которые могут быть признаны вещественными доказательствами;;

* интервью с отдельными лицами с их согласия;

* привлечение специалистов на договорной основе;

* свободно встречаться с доверителем, не ограничивая его количество и продолжительность;

* запись информации (в том числе с использованием технических средств), содержащейся в материалах дела;;

* совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Таким образом, полномочия адвоката, предоставленные ему вышеназванным законом, позволяют участвовать в доказывании, а именно собирать доказательства.
сведения, которые в соответствии с ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ могут быть использованы в качестве доказательств.

По мнению Т. Г. Нечаевой, УПК РФ не разделяет доказательства в зависимости от стадии, на которой они получены. Это верно, поскольку данное положение способствует непрерывности доказывания между стадиями уголовного процесса.[7, с. 128]

Этот факт важен для адвоката - защитника, поскольку обстоятельства, установленные им при осуществлении деятельности, предусмотренной статьей 144 УПК РФ, будут иметь важное значение в случае принятия решения о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 145 УПК РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основной задачей адвоката при уголовно - процессуальном доказывании на стадии уголовного судопроизводства является толкование доказательств в пользу клиента в законном порядке.

Допуск адвоката, адвокатская деятельность на стадии доследственной проверки призвана облегчить принятие законных и обоснованных решений.

Список использованной литературы:

  1. По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11 - П // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Амасьянц А.Э. Некоторые проблемы обеспечения права на защиту на стадии рассмотрения сообщения о преступлении // Современное право, 2014. № 1. С. 91 - 94.
  3. Ведищев Н.П. Новый закон — новые проблемы у адвокатов // Адвокат, 2013. № 9. СПС «КонсультантПлюс».
  4. Гладышева О.В. Компетенция следователя по обеспечению законных интересов личности в досудебном производстве // Российский юридический журнал, 2012. № . С. 122 - 132.
  5. Гладышева О.В. Справедливость и законность в уголовном судопроизводстве Российской Федерации: монография. Краснодар, 2008. С. 188.
  6. Иванов И.И. Участие адвоката - защитника в уголовно - процессуальном доказывании: проблемы, тенденции, перспективы // Уголовное право, уголовный закон: теория и практика: сб. науч. ст. СПб., 2017. С. 107 - 108.
  7. Нечаева Т.Г. Оценка следователем допустимости доказательств на стадии возбуждения уголовного дела: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: Моск. ун - т МВД РФ, 2007. С. 128.
  8. Ряполова Я.П. Участие адвоката в стадии возбуждения уголовного дела в свете новых изменений уголовно - процессуального закона / Я.П. Ряполова // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 60.

Автор: Саркисян Н.С., студент 3 курса МЮИ ФГБОУ ВО "СГЮА", г. Саратов, РФ

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.