Критерии оценки процессуальных решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях

В настоящее время внимание общественности привлекают заявления правозащитников об отсутствии прозрачности деятельности полиции на этапе проверки и разрешения сообщений о преступлениях, что, по их мнению, способствует принятию уполномоченными на то должностными лицами неправомерных процессуальных решений [1]. Не разделяя приведенную точку зрения, отметим, что проблема качества процессуальных решений, принимаемых на первоначальном этапе расследования, не теряет своей актуальности. По данным Генеральной Прокуратуры РФ в 2019 г. отменено 14 022 постановления следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела и 1 035 927 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в результате чего возбуждено 162 445 уголовных дел [2].

Из приведенных данных следует: число дел, возбужденных в результате отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в 6,4 раза меньше количества отмененных прокурором решений, то есть не всегда позиция надзирающего прокуратура свидетельствует о том, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято неверно. Поэтому при оценке качества процессуальных решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, следует учитывать не только наличие мер прокурорского реагирования, но и результаты повторной проверки сообщения о преступлении, а в случае возбуждения уголовного дела - результаты: его дальнейшего расследования (отсутствие таких итоговых решений, как прекращение уголовного дела, оправдательный приговор).

Важность обеспечения качества решений, принимаемых в порядке ст. 145 УПК РФ, состоит в следующем. В случае необоснованного возбуждения уголовного дела существует вероятность совершения следственной ошибки - незаконного привлечения лица к уголовной ответственности. Необоснованный отказ в возбуждении дела лишает потерпевшего доступа к правосудию, а лицу, совершившему преступление, позволяет избежать наказания [3, 65-66]. Поэтому решения лиц, проводивших проверку сообщения о преступлении, нередко подвергаются тщательному изучению и оценке как со стороны заинтересованных участников уголовного процесса, так и лиц, осуществляющих процессуальное руководство расследованием, надзор и контроль.

Критерии оценки данных решений не выработаны, существуют лишь общие процессуальные нормы, которыми следует руководствоваться при принятии решений рассматриваемого вида. Так, согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ, процессуальные решения «должны быть законными, обоснованными и мотивированными». В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено при наличии повода и основания. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). При отсутствии такового выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Анализ приведенных норм показывает, что лица, принимающие процессуальные решения по результатам проверки сообщений о преступлении, вынуждены руководствоваться оценочной категорией - «достаточные данные».

Оценка собранных материалов с точки зрения полноты и достаточности данных для принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дел является наиболее ответственной и сложной задачей. Необходимо обратить внимание на то, что закон в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требует наличия исчерпывающих сведений обо всех элементах состава преступления. Поэтому предлагаем признать одним из критериев оценки данного решения такой объем собранных доказательств, который на стадии возбуждения уголовного дела этапе позволяет установить факт совершения преступления, а также факт отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу.

Оценка законности принятого решения предполагает установление соответствия закону, с одной стороны - порядка совершения всех процессуальных действий, направленных на выявление преступления и проверку сообщения о нем, с другой - порядка принятия решения. Также важно оценить и содержание решения, его мотивированность.

Целесообразно при оценке процессуальных решений учитывать удовлетворенность участников процесса принятым решением в совокупности с результатами разрешения заявленных ходатайств и принесенных жалоб. Отсутствие таковых, как правило, свидетельствует не о слабом знании своих процессуальных прав и способов их защиты, а о согласии заинтересованных лиц с принятым решением. Оставление без жалоб удовлетворения позволяет судить о законности и обоснованности принятых решений.
Лишь будучи использованными в совокупности названные выше критерии позволяют дать объективную оценку принятому процессуальному решению о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела.

Список использованной литературы:

  • О ведомственной статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // soprotivlenie.org / news / newscast / o - vedomstvennoj - statistike, свободный. - (дата обращения: 05.04.2020).
  • Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.genproc.gov.ru / stat / data / 1795898, свободный. - (дата обращения: 05.04.2020).
  • Попова О.А. Уголовно - процессуальные и организационно - тактические ошибки на стадии предварительного следствия и пути их предотврщения и устранения.: дис. ... канд. юрид. наук:12.00.09: утв. 29.06.06. Волгоград, 2006. 275 с.

Автор: О. А. Попова, канд. юрид. наук, доцент Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград, РФ

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.