Механизм противодействия легализации преступных доходов, как ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности

Установление ограничений в сфере предпринимательской деятельности обусловлено особым характером деятельности, связанной с получением прибынш, рисковым характером деятельности. Актуальность работы заключается в том, что пределы и ограничения необходимы не только для защиты государства и общества (потребителей), но и самого предпринимателя, чтобы последний соблюдал корпоративную этику, торговые обычаи, общие условия договоров и обязательств, и иные нормы в сфере предпринимательской деятельности.

Для выявления проблем в сфере пределов и ограничений прав предпринимателей, рассмотрим мнения авторов. По мнению О.К. Тик, ограничение права представляет -воздействие на общественные отношения, основанное на запретах, установлении обязательств и дозволений [5, с. 83]. Рассмотрим более узкое понятие, как отмечают С.Н.Бакунин, Ю.К. Салманова, ограничение права на предпринимательскую деятельность представляет - один из элементов механизма правового регулирования, который определяет пределы дозволенного поведения субъектов в сфере предпринимательской деятельности [4, с. 190]. Нельзя не согласиться с вышеуказанными авторами, но и нельзя не отметить, что регламентация ограничений необходима для соблюдения прав и законных интересов других предпринимателей, государства и общества (потребителей). Ограничение допускается только в том случае, если его регламентация будет соразмерна охраняемым интересам.

Исходя из вышеуказанного можно установить, что ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности представляет - один из элементов механизма правового регулирования, определяющий пределы реализации субъективного права субъектов в сфере предпринимательской деятельности, при соблюдении принципа соразмерности при установлении ограничений и охраняемых отношений. Под пределами в сфере осуществления предпринимательской деятельности понимаются - границы дозволенного поведения предпринимателей.

Рассмотрим конкретную проблему в сфере пределов и ограничений прав на осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимателю необходимо активно взаимодействовать с банками, при взаимодействии осуществляются различные банковские операции, которые строго регламентируются законом. Проблема заключается в создании государственного механизма противодействия легализации преступных доходов, который ограничивает право на осуществление предпринимательской деятельности. Согласно ст. 7 Закона №115 - ФЗ устанавливаются обязанности и права кредитных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами [2]. Если обратить внимание на отдельные положения ст. 7 Закона №115 - ФЗ, то можно установить, что ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности связано с возложением государством в лице уполномоченного органа - Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) обязанностей на кредитных организаций.

На основании п.11 ст. 7 Закона №115 - ФЗ устанавливается, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами имеют право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если по операции не предоставлены необходимые для фиксирования информации документы, а также в случае, если у работников при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) преступных доходов.

Как можно установить из вышеуказанной нормы, ограничение права заключается в отказе от проведения операций по двум основаниям, если необходимо документально подтвердить законность операции в рамках Закона №115 - ФЗ и в случае подозрения работников, что операция совершается в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма. Как можно установить, ограничения является в первом случае императивными, а во втором диспозитивными, поскольку сотрудники организации обладают широкой свободой усмотрения в отношении проведения операции, операции не проводятся только в том случае, если у работников возникают подозрения.

Рассмотрим пример государственного механизма противодействия легализации преступных доходов, который ограничивает право на осуществление предпринимательской деятельности. На основании решения от 03.05.2018 г. по делу № А73 - 2058, суд признал решение ПАО «Финансовая корпорация «Открытие» незаконным, обязал банк восстановить операций по счету и провести операции на основании платежных поручений.

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Яцентюк Е.М. обратился с исковым заявлением к ПАО «Финансовая корпорация Открытие» с иском о признании незаконными действий Банка. Основанием для обращения в суд стал отказ от исполнения платежных поручений №1 от 12.02.2018 г., №2 от 21.03.2018 г.

В ходе проверочных мероприятий банка от 07.12.2017 г. к ИП Яцентюк Е.М. направлен запрос о предоставлении информации в рамках Закона №115 - ФЗ, среди документов: копии договоров займа; пояснение экономической целесообразности. Одновременно с направлением запроса (07.12.2017) счёт истца был заблокирован банком. По результатам запроса от 07.12.2017 г. предпринимателем были предоставлены документы, но по мнению банка, не были выполнены требования по запросу, а именно не предоставлен документ об оценке сдаваемого в аренду имущества, в связи с чем, клиенту отказано в совершении поручений №1 от 12.02.2018 и №2 от 21.03.2018. В рамках рассмотрения дела судом было установлено, что ответчик запросил у клиента произвольный перечень документов, после чего на основе произвольного перечня отказал в исполнении последующих распоряжений клиента, что не соответствует порядку отказа, установленному статьей 7 Закона №115 - ФЗ [6]. Нельзя не согласиться с позицией судебного органа, нельзя требовать произвольный пакет документов по операции, поскольку п.11 ст. 7 Закона №115 - ФЗ определяет, что должны быть документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с Законом №115 - ФЗ.

Отдельное внимание нельзя не уделить подозрениям, что операция совершается в целях легализации (отмывания) преступных доходов. Подозрения могут возникать, если сделка имеет необычный характер. Признаки необычного характера сделки устанавливаются на основании Положения Банка России от 02.03.2012 № 375 - П. Среди признаков можно выделить: необычный или запутанный характер сделки, без очевидного экономического смысла; проведение сделки без целевой принадлежности организации [3].

Как можно установить, существует проблема реализации механизма противодействия легализации преступных доходов, который ограничивает право на осуществление предпринимательской деятельности. Произвольный отказ в проведении операций предпринимателя или организации может не только привести к банкротству, но и невыплате заработной платы сотрудникам, невозможности вести предпринимательскую деятельность, как это указано в Конституции РФ. Согласно ч.1 ст. 34 Конституции РФ, право на предпринимательскую деятельность предоставлено каждому [1].

Для исключения злоупотреблений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, необходимо дополнить п.11 ст. 7 Закона №115 - ФЗ, следующими положениями:

  1. абз.2 п.11 ст. 7 Закона №115 - ФЗ - Если в течение 10 дней с момента отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, установленные в п.11 настоящей статьи основания не устранены, организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно направляют сведения об операциях в уполномоченный орган, который продлевает отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на срок 30 суток или отказывает в продлении;
  2. абз.3 п.11 ст. 7 Закона №115 - ФЗ - Если уполномоченный орган не продлевает срок отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом выполняют операцию клиента.
    Вышеуказанные изменения позволяют решить проблему реализации механизма противодействия легализации преступных доходов, который ограничивает право на осуществление предпринимательской деятельности. В данной ситуации будут установлены конкретные сроки, исключены злоупотребления кредитных и иных организаций, поскольку обязанность в решении вопроса об отказе в выполнении распоряжения клиента устанавливается в отношении Росфинмониторинга.

В заключении можно установить, что пределы и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности должны устанавливаться не только для соблюдения принципа соразмерности, обеспечения прав иных предпринимателей, государства и общества, но и для поддержки отдельных категорий предпринимателей, которые не могут вести нормальную хозяйственную деятельность в условиях, в которых устанавливаются аналогичные пределы и ограничения для крупных и малых (средних) предпринимателей.

Список используемых источников информации

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115 - ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета, N 151 - 152, 09.08.2001.
  3. Положение Банка России от 02.03.2012 N 375 - П (ред. от 27.02.2019) «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России, N 20, 18.04.2012.
  4. Бакунин С.Н., Салманова Ю.К. Ограничение прав на осуществление предпринимательской деятельности // Вестник науки. 2018. Т 1. № 9(9). С.190 - 191.
  5. Тикк ОХ. О понятии «Ограничение гражданских прав» // Труды Института государства и права РАН. 2011. №2. С.75 - 89.
  6. Решение от 3 мая 2018 г. по делу № А73 - 2058 / 2018 Арбитражный суд Хабаровского края // Банк решений арбитражных судов URL: https: // kad.arbitr.ru /PdfDocument / e6fe8021 - 1095 - 4bb8 - 8e30 - 7d63780d9d2f / 7f2439e1 - c589 - 4ca7 - a07e - 40013825ba7d / % D0 % 9073 - 2058 - 2018 20180503.pdf (дата обращения 16.12.2019)

Автор: А.К. Петров, студент 2 курса магистратуры Набережночелнинского института КФУ, г. Набережные Челны, РФ

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.