Понятие коррупционного правонарушения: теоретический и практический аспекты

Коррупция является глобальной современной проблемой, которая подрывает нормальную жизнедеятельность общества и ее институтов. И естественно, большинство государств активно пытается снизить уровень коррупции, так как она замедляет развитие экономики, подрывает политическую сферу жизни, приводит к недоверию со стороны населения к государству и ее структурам и т.д.

Одним из наиболее действенных способов в борьбе с коррупцией является законотворческий процесс. Создание нормативных положений, которые определяют сущность коррупционного правонарушения, его признаки, пределы, ответственность за их совершение и порядок привлечения к ответственности, позволяет эффективно и легально бороться с ней. Помимо этого, в данной сфере принимаются определенные программные документы: доктрины, концепции и пр., которые определяют стратегию государства в борьбе с коррупционными правонарушениями.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение тех же деяний от имени и в интересах юридического лица.

По сути, это собирательное понятие, которое включает в себя перечисление деяний, за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность. Все вышеперечисленные деяния являются коррупционными правонарушениями.

Законодатель в Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» использует понятие «коррупционное правонарушение (ст. 13). Исходя из логики законодателя, коррупция - это совокупность коррупционных правонарушений, которые предусмотрены в КоАП РФ, УК РФ. Такая конструкция вполне может существовать, однако, в теории существуют мнения, что вполне возможно выделить какие - то характерные черты коррупционного правонарушения.

Например, С.К. Илий под коррупционным правонарушением понимает действие или бездействие физического или юридического лица, которое совершено умышленно либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.

Однако, не совсем понятно, почему главным отличием в данном случае является факт использования служебного положения. В целом, под вышеуказанное понятие подходит и халатность, хотя вряд ли можно назвать ее преступлением коррупционной направленности.

Нельзя не согласиться с мнением Н.А. Лопашенко, которая указывает следующее: «Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке». Здесь раскрывается такой важный признак коррупционных правонарушений как извлечение имущественной и иной выгоды для себя или для других лиц. Данный признак позволяет отграничить коррупционные правонарушения от состава иных преступлений, в том числе и халатности.

В целом, понятие коррупционного правонарушения следует выводить из его признаков, к которым относятся:

  1. Использование лицом своего служебного положения.
  2. Совершение деяния вопреки интересам службы в органах публичной власти или коммерческих / некоммерческих организациях.
  3. Совершение деяния с корыстным мотивом, в целях получения выгоды для себя либо для других лиц.
  4. Нанесение ущерба авторитету государственной, муниципальной службе или репутации коммерческой / некоммерческой организации.

Другой вопрос заключается в том, а стоит ли вообще закреплять данное понятие в законодательстве. На наш взгляд, в этом особой необходимости нет, так как при привлечении к ответственности правоприменитель использует конкретный состав правонарушения, в котором вышеуказанные признаки и так заложены. Однако, на наш взгляд, в ФЗ «О противодействии коррупции» происходит подмена понятий: понятию «коррупция» фактически дано определение понятия «коррупционные правонарушения». А по сути, коррупция - это социальное явление, характеризующееся продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Поэтому, на наш взгляд, понятию коррупции следует дать иное определение в законе, которое раскроет его признаки как социального явления.

Автор: Князян А. С. Институт магистратуры и аспирантуры ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» г. Саратов, Россия Научный руководитель: Бытко С.Ю. д.ю.н., доцент, профессор кафедры прокурорского надзора и криминологии

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.