Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве - к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике - к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали [3]. О том, что родители ответственны за воспитание и развитие своих детей напоминает семейное законодательство (статья 63 СК РФ). В юридической науке безусловным признаком семейно - правовой ответственности является вина правонарушителя. Следовательно, вина является обязательным элементом состава административного правонарушения. В действующем административном законодательстве установлены составы правонарушений, объектами которых являются семейные правоотношения.
Так, частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ предусмотрен состав правонарушения, связанного с ненадлежащим выполнением обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних их родителями (иными законными представителями). Санкцией указанной статьи является предупреждение или штраф в размере от ста до пятисот рублей. Как упоминалось выше, порядок выполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей определен семейным законодательством, а также другими нормативными правовыми актами. Надлежащее выполнение названными лицами своих обязанностей -гарант обеспечения прав и интересов ребенка, что также является объектом рассматриваемого правонарушения.
При привлечении субъекта правонарушения к административной ответственности и назначении ему административного наказания, необходимо учитывать, что по общему правилу вина привлекаемого лица должна быть доказана и установлена в порядке, предусмотренном законом (часть 2, 3 статьи 1.5 КоАП РФ). Родители и иные законные представители несовершеннолетнего могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ только в случае установления их вины. Форма вины родителя также принимается во внимание при назначении административного наказания, поскольку административное правонарушение может быть совершено родителями несовершеннолетнего как умышленно, так и по неосторожности.
В статье 23.2 КоАП РФ указано, что районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних имеют право наложить административную ответственность на родителей за правонарушения, предусмотренные статьями 5.35; 5,36; 6.10; 6.23; 20.22 КоАП РФ.
Органы внутренних дел, при доставлении несовершеннолетних за различные виды правонарушений, предусмотренных кодексом об административных правонарушениях передают все документы в Комиссии по делам несовершеннолетних для принятия ими процессуального решения.
Учитывая положения действующего законодательства, представляется обоснованной позиция некоторых авторов о необходимости в обязательном порядке установления уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел наличия или отсутствия фактов, свидетельствующих о наличии причинной связи между противоправными действиями несовершеннолетнего и действиями (бездействием) его родителей, и только в случае установления вины родителя (или иного законного представителя) принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ [4].
Как правомерно отмечает С.Л. Банщикова, ненадлежащее воспитание либо полное игнорирование обязанностей по воспитанию и развитию детей родителями или лицами, на которых законом возложены такие обязанности, отражаются на поведении несовершеннолетних [2]. Однако существует необходимость в понимании того, что не всегда те или иные действия несовершеннолетнего могут являться следствием ненадлежащего воспитания со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Ребенок может совершить противоправное деяние или преступное действие (бездействие) в результате обмана со стороны посторонних взрослых лиц или под угрозой насилия либо вследствие шантажа в отношении него; проступок может быть обусловлен наличием у несовершеннолетнего различного рода заболеваний.
Таким образом, соблюдение определенного порядка при установлении вины родителя поспособствует правомерному разграничению составов административных правонарушений. При таких обстоятельствах возможно четкое установление административной ответственности и эффективное применение административного наказания.
При установлении вины родителя доказательствами, свидетельствующими о наличии умышленной формы вины привлекаемого субъекта, служат документы (или иные доказательства), подтверждающие факт осознания родителями противоправного характера своих действий (бездействий) и желания наступления вредных последствий либо безразличного отношения к своим противоправным действиям. Доказательства, подтверждающие, что родители не усмотрели возможности наступления вредных последствий, хотя должны были и могли их усмотреть, безусловно, будут свидетельствовать о совершении правонарушения по неосторожности.
Говоря о важности разграничения составов административных правонарушений, можно согласиться с мнением Е.В. Аристова и Г.Г. Фахрутдиновой. Авторы отмечают, что возбуждению административного производства по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ должна предшествовать тщательная проверка фактов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей. Данная информация носит собирательный характер и говорит, прежде всего, о взаимодействии субъектов профилактики, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также на выявление случаев семейного неблагополучия, для дальнейшей профилактической работы. Субъекты профилактики обобщают и систематизируют информацию об образе жизни семьи, взаимоотношениях в семье, роли родителей в семье [1].
Хочется обратить внимание, что в современном обществе сложился неудачный стереотип, позволяющий полагать, что деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ограничивается лишь применением административных наказаний. В то время как в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к направлениям деятельности указанных органов наряду с прочими относятся выявление и устранение причин правонарушений несовершеннолетних, обеспечение защиты их прав и законных интересов, а также осуществление контроля за условиями содержания несовершеннолетних.
Очевидно, что диспозиция части 1 статьи 5.35 КоАП РФ носит достаточно неопределенный характер и предполагает разнообразие провинностей родителя, и все же, данный факт не должен быть основанием для привлечения данного субъекта к административной ответственности в случаях совершения административного правонарушения самим несовершеннолетним. К примеру, мелкое хищение, совершенное ребенком, не может быть признано следствием нарушения родителями обязанностей по воспитанию, до тех пор, пока не будет установлена причинно -следственная связь между противоправным действием несовершеннолетнего и действием (бездействием) родителя.
Таким образом, современное административное законодательство предполагает, что административная ответственность родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних имеет самостоятельное основание. Однако из содержания части 1 статьи 5.35 КоАП РФ усматривается, что законодателем не обозначены пределы административной ответственности родителей; какой - либо перечень действий (бездейсвий) родителей, свидетельствующих о неисполнении ими своих обязанностей, не приведен.
Внимание российского законодателя к регулированию отношений, возникающих при привлечении к административной ответственности лиц, обязанных обеспечивать надлежащее содержание и воспитание несовершеннолетних граждан, непрерывно. Потому и в дальнейшем законодателю следует стремиться к совершенствованию данной сферы для обеспечения однообразия и исключения пробелов правоприменительной практики соответствующих органов.
Список использованной литературы
- Аристов Е.В., Фахрутдинова Г.Г. Совершенствование административного законодательства о привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности // Административное и муниципальное право. - 2018. - № 6. - С. 17 - 24.
- Банщикова С.Л. Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2017. - 219с.
- Беженцев А. А. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 1. - С. 23 - 24.
- Долгова С.И., Машугина Е.В. К вопросу о деятельности по привлечению к ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних // Административное право и процесс. - 2019. - № 8. - С. 52 - 55.
Автор: И. О.Климонтова, студентка Санкт - Петербургского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Россия, Санкт - Петербург, cool.rinka2016@yandex.ru