Прокурор как участник уголовного судопроизводства

При исполнении надзора за соблюдением законодательства в уголовном процессе решается задача обеспечения защиты интересов общества и государства в части реализации положений законодательства о том, чтобы ни одно лицо, которое совершило преступное деяние, не избежало определенной законом ответственности. Решение данных задач обеспечивается органами прокуратуры в их единстве и составляет суть анализируемой области надзора прокуратуры.

Прокурор выступает в качестве одного из наиболее важных участников уголовного производства со стороны обвинения, осуществляющий достаточно многообразные полномочия на разных стадиях уголовного производства. Являясь государственным представителем, прокурор исполняет охрану и защиту публичных интересов и стремится, чтобы каждое лицо, которое совершило преступное деяние, было признано виновным и подверглось справедливой ответственности.

Точное определение места прокуратуры в государственном механизме России в целом и ее роли в уголовном производстве с учетом имеющихся реалий и стоящих перед прокуратурой задач определяет необходимость установления возложенных на нее функций. Функции как главные направления деятельности прокуратуры выступают той фундаментальной юридической категорией, которая раскрывает содержание, структуру и пределы работы органов прокуратуры, как и любого другого правоохранительного органа.

Основной задачей уголовного процесса России выступает функция уголовного преследования, т.е. процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступного деяния. Изучение главы 6 УПК РФ, устанавливающей систему участников производства со стороны обвинения, свидетельствует, что государственные интересы в уголовном процессе обеспечивают должностные лица, которые действуют на различных стадиях уголовного процесса. Это прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания и орган дознания и пр.

Понятие прокурора включено в ст. 5 УПК РФ [2] и содержит в себе Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и прочих должностных лиц органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном процессе и имеют соответственные правомочиями исходя из ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 31 ст. 5 УПК РФ) [3], а в качестве государственных обвинителей УПК РФ представляет должностных лиц прокуратуры, которые поддерживают обвинение в суде от имени государства (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор выступает как должностное лицо, которое уполномочено в пределах правомочий, установленных нормами уголовно -процессуального законодательства, исполнять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за функционированием органов дознания и предварительного следствия. Ч. 5 ст. 37 УПК РФ устанавливает, что правомочия прокурора, установленные ст. 37 УПК РФ, исполняются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Таким образом, следует заключить, что прокурор в уголовном процессе представляет собой должностное лицо системы органов прокуратуры Российской Федерации, реализующее от имени государства в границах предоставленных ему законодательством правомочий надзор за процессуальной работой органов дознания и предварительного следствия, а также уголовное преследование в уголовном судопроизводстве, в том числе, поддержание государственного обвинения в суде [6, с. 450].

Как говорилось выше, прокурор выступает в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от прежде действовавшего УПК РСФСР, в УПК РФ прокурор определен среди участников уголовного судопроизводства. К числу же участников уголовного судопроизводства по нормам прежде функционирующего УПК РСФСР относились только обвиняемый, подозреваемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, переводчик. Прокурор же являлся субъектом уголовного судопроизводства. Так же еще одной чертой выступает то, что в отличие от прежде функционирующего УПК РСФСР, в УПК РФ не содержится глава, которая специально посвящена прокурорскому надзору за органами дознания и предварительного следствия.

Таким образом, по российскому уголовно - процессуальному законодательству прокурор выступает как сторона обвинения в уголовном процессе.

В силу п. 45 ст. 5 УПК РФ, стороны - это участники уголовного судопроизводства, осуществляющие на основе состязательности функцию обвинения либо защиты от обвинения. В современном отечественном уголовном процессе «разведены» между собой стороны защиты и обвинения.

Одним из значимых достижений российского уголовно - процессуального законодательства является последовательное проведение в нем принципа состязательности сторон, положения которого вытекают из ч. 3 ст. 123 Конституции РФ [1], где установлено, что «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон».

В Постановлении Конституционного Суда РФ 19 - п от 28 ноября 1996 года установлено, что данный принцип предполагает такую организацию судопроизводства, при которой функция правосудия, исполняемая исключительно судом, отделена от функций спорящих перед судом сторон. При чем, суд обеспечивает справедливое и объективное рассмотрение спора, предоставляя сторонам одинаковые возможности для защиты своих позиций, и, вследствие этого, не может принимать на себя осуществление их процессуальных функций [4].

Под состязательностью следует понимать деятельность сторон, которая направлена на усложнение формирования и полное либо частичное опровержение окончательного процессуального тезиса, выражаемого противоположной стороной на основании ее уголовно - процессуальной функции в уголовном процессе, и противостоящего интересам противоборствующей стороны.

Сущность данного принципа, в соответствии со ст.15 УПК РФ, состоит в том, что функции обвинения, защиты и разрешения дела отделены друг от друга. При чем, не допускается возложение данных функций на один и тот же орган либо на одно и то же должностное лицо. Стороны обвинения и защиты имеют одинаковые права перед судом. А суд обязан создает необходимые условия для осуществления сторонами процессуальных обязанностей и исполнения их прав.

Главная функция участников уголовного процесса со стороны обвинения - уголовное преследование лиц, которые совершили преступное посягательство. Прокурор же в силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ кроме функции уголовного преследования реализует и надзор за процессуальной работой органов предварительного следствия и дознания. При этом, надзор за их деятельностью выступает основной функцией прокурора в досудебном производстве.

Прокурор в уголовном процессе осуществляет двуединую функцию: возглавляя систему государственных органов, которые осуществляют уголовное преследование, принимает участие в уголовном процессе в силу принципа состязательности как сторона обвинения, и, вместе с тем, выступает в качестве государственного гаранта обеспечения прав и интересов лиц и организаций, которые являются потерпевшими от преступных посягательств, а также других лиц, вовлеченных в сферу уголовно - процессуальных отношений.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 г. № 13 - п указал, что исполняя от имени государства уголовное преследование, прокурор, исходя из принципов уголовного судопроизводства, определенных в нормах УПК РФ, обязан всеми существующими в его распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод граждан в уголовном процессе, обеспечить подозреваемому и обвиняемому право на защиту. Каких - либо норм, допускающих освобождение прокурора от реализации данных обязанностей, УПК РФ не имеет. Следовательно, положения ч. 2 ст. 15 УПК РФ не исключают необходимость осуществления прокурором в уголовном преследовании всей системы установленных уголовно - процессуальным законодательством мер по охране прав и свобод граждан в уголовном процессе [5].

Отдельные ученые полагают, что прокурор в досудебном производстве не может исполнять уголовное преследование лиц, которые совершили преступные посягательства, тем более что для этого имеются специальные органы - органы дознания и предварительного следствия [78, с. 49]. Прокурор же, в качестве должностного лица единой федеральной системы органов, которые осуществляют от имени государства надзор за соблюдением конституционных норм и реализацией законов Российской Федерации, в уголовном процессе должен исполнять собственно надзорные полномочия для защиты прав и интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовно - процессуальных отношений.

Трудно согласиться с данной точкой зрения, поскольку в данном случае внимание прокурора будет акцентировано лишь на соблюдении определенных законодательством правил производства уголовного процесса, а само расследование, его направление и итоги будут представлять для него интерес постольку, поскольку в ходе него допущены нарушения законодательства.

В центре системы уголовного преследования, которое имеет однозначную цель -законное и аргументированное обвинение гражданина в совершении преступного деяния на любых его стадиях стоит именно прокурор, который выступает в роли потенциального либо реального государственного обвинителя. Как лицо, которое отвечает за состояние законности, включает и производство по уголовному делу, он направляет всю обвинительную деятельность на изобличение виновного лица, применяя в данных целях весь установленный законодательством комплекс и процессуальных, и организационных средств.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Уголовно - процессу альный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174 - ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Российская газета. N 249, 22.12.2001.Гришин С.П. Судебное следствие в смешанном уголовном процессе // Законность. 2015. № 2. С. 11 - 19.
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 17.01.1992] // Российская газета. N 229, 25.11.1995.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1996 N 19 - П «По делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края» // СПС Консультант Плюс.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13 - П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СПС Консультант Плюс.
  6. Балашова О. С., Хабарова Е. А. Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе // Молодой ученый. 2015. №4. С. 450 - 453.
  7. Быков В.М. Права прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2014. N 4. С. 49 - 53.

Автор: М.В.Киселева, студентка 2 курса ВятГУ, г. Киров, РФ

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.