Пути совершенствования норм национального законодательства, прямо или опосредствованно влияющих на повышение профессиональной правовой культуры государственных служащих

Для четкого определения путей совершенствования норм законодательства, влияющих на повышение профессиональной культуры государственных служащих, в первую очередь, необходимо понимание цели и основных методов воздействия норм права на правовую культуру государственных служащих. И если цель подобного процесса является однозначной - повышение уровня профессиональной правовой культуры, то методы его воздействия имеют менее односложное наполнение.

Глава 3 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416 - V «О государственной службе Республики Казахстан» определяет общие условия поступления граждан на государственную службу. Восемь статей, составляющих содержание указанной главы, являются фактическим выражением одного из методов влияния норм права на повышение профессиональной культуры государтсвенного служащего - установление требований к кандидатам на занятие государственных должностей, среди которых, например, можно выделить:

  • возрастной ценз и дееспособность лица;
  • отсутствие негативного бэкграунда, препятствующего занятию государственной должности (факты привлечения к отдельным видам дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, например);
  • соответствие квалификационным требованиям.

Подобные и иные меры аналогичного характера, содержащиеся в нормах вышеуказанного Закона, а также в соответствующих отраслевых и ведомственных правовых актах, позволяют законодательно установить минимальные требования к гражданам, желающим поступить на государственную службу, чем мотивируют кандидатов к дополнительному самосовершенствованию как в личном, так и в профессиональном плане.

Иной формой воздействия отличается установление стандартов этического и профессионального характера для лиц уже состоящих на государственной службе. Кодекс судейской этики, принятый VII съездом судей Республики Казахстан 21 ноября 2016 года, наряду с Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», является характерным примером подобной формы воздействия на правовую культуру. Содержащиеся в них общие нормы морали общества, обязательные к соблюдению государственными служащими, дополняются требованиями гуманизма, соблюдения элементарного делового этикета и профессионализма как в служебной деятельности, так и во внеслужебное время.

Делегирование государственному служащему власти, предоставление властных полномочий накладывает на него дополнительные ограничения, нехарактерные для иных лиц. Статья 18 Закона Республик Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» устанавливает, что при поступлении на государственную службу граждане добровольно принимают на себя установленные законодательством ограничения, предохраняющие общество от негативных последствий использования государственным служащим должностных полномочий в не государственных и не общественных интересах. Аналогичную (ограничивающую) функцию выполняют нормы, устанавливающие ответственность государственных служащих за недобросовестное исполнение им возложенных на него обязанностей, нарушение принятых ограничений либо превышение им своих полномочий в той или иной форме. Подобные нормы содержатся в Законе «О государственной службе Республики Казахстан», Трудовом кодексе Республики Казахстан, отраслевых и ведомственных нормативных правовых актах, Уголовном кодексе Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно определить, что для цели повышения профессиональной правовой культуры государственных служащих на сегодняшний день приняты: нормативные правовые акты, среди прочего:

  • устанавливающие требования к кандидатам на занятие государственных должностей;
  • устанавливающие стандарты этического и профессионального характера для лиц уже состоящих на государственной службе;
  • устанавливающие дополнительные ограничения и ответственность для государственных служащих.

Является ли достаточным представленное нормативное регулирование вопроса правовой культуры государственных служащих? К сожалению, нет. Общество и государство, их отдельные элементы не статичны и подвержены постоянным изменениям, в связи с чем, совершенствование права - априори, вынужденный, но необходимый процесс.

Проведенный анализ существующего законодательства в обозначенной сфере позволяет определить нижеперечисленные пути совершенствования норм национального законодательства, прямо или опосредствованно влияющих на повышение профессиональной правовой культуры государственных служащих.

Определение и закрепление понятия и содержания правовой культуры государственного служащего. Правовое регулирование невозможно без определения его объекта и предмета. Несмотря на наличие отдельных норм законодательства, в той или иной мере, касающихся отдельных элементов правовой культуры, генеральное понимание данного явления законодательно не отражено. Лишь пункт первый статьи 19 утратившего силу Указа Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2730 «О государственной службе», на смену которому был принят соответствующий закон, устанавливал, что государственные служащие были обязаны проходить регулярную аттестацию с целью определения, среди прочего, их правовой культуры. Совершенствование законодательства в определенной сфере невозможно без нормативного закрепления самой сферы регулирования, в связи с чем, предлагается нормативно определить понятие и содержание правовой культуры государственного служащего.

Правовое регулирование повышения и контроля уровня правовой культуры государственных служащих. Высокий уровень правовой культуры является необходимым, если не первоочередным, требованием к лицу, занимающему государственную должность и осуществляющим властные полномочия, и регулярное повышение данной категории профессиональной правовой культуры - закономерно возникающая необходимость, также требующая прямого правового регулирования. В связи с этим, обоснованным является совершенствование норм права, охватывающих вопросы поддержания и совершенствования этических и профессиональных качеств государственных служащих, включение в них не опосредованных положений о повышении и контроле уровня их правовой культуры, а также ответственности за несоответствие необходимым стандартам.

Автор: Д.М. Жумагулов, докторант PhD ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Нур - Султан, Казахстан d.zhumagulov@mail.ru Е.Б. Абдрасулов, доктор юр. наук, профессор ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Нур - Султан, Казахстан aermek _ 19@mail.ru

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.