Гражданское общество и государство: соотношение и взаимодействие

Веками человечество задается проблемой поиска наиболее оптимальной формы соотношения интересов личности и государства. Государство, будучи социальным институтом, может выполнять диаметрально противоположные функции. На это в свое время обращал внимание еще Аристотель, а именно: служить неким политическим группам, классам и т. п. или же действовать на благо интересов всего общества. Таким образом, с момента зарождения политического общества возникает вопрос, с помощью каких средств можно ограничить злоупотребление государственной властью и, тем самим, максимально сузить спектр негативных последствий «темной стороны» государства.

Вряд ли на данном этапе развития государства и общества человечество нашло что - то более эффективное для достижения выше указанных целей, чем идея правового государства и гражданского общества [3, с. 178]. Неудивительно, что для государств, которые прошли тоталитарный режим, идеи, и ценности правого государства стали одним из главных ориентиров для всего процесса реализации политических и экономических преобразований. Нельзя сказать, что подобная ориентация на формирование и развитие гражданского общества возникла спонтанно, она обусловлена объективными потребностями общественного и политического развития, целями и задачами которые ставит перед собой развитое демократическое государство, поскольку гражданское общество является социальной ценностью всего человечества, необходимым условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия.

Мы хотим видеть наше общество таким, где благо народа являет собой высший закон для государства, а интересы личности стоят на первом месте в ряду приоритетов. Но в реальности имеем некий идеал, который существует в умах людей как эфемерный образ, вызывающий аналогию с очередным «светлым будущим» в силу заведомой несбыточности большинства возлагаемых на него надежд [2, с. 122]. И до тех пор, пока мы будем находиться между проектами и проблемами его реального воплощения в жизнь - мы будем сталкиваться с довольно аморфными перспективами.

В идеале гражданское общество никто не строит, оно возникает самостоятельно, но сегодня ждать, пока это случится само собой, нет ни времени, ни средств. В свою очередь, это диктует необходимость использования опыта других народов, что полезно и необходимо, если бы не слепое копирование западного опыта и механический перенос его на нашу почву. Гражданское общество на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX в., а мы вынуждены форсировать процесс его формирования, создавая некие промежуточные звенья между властью и индивидом: СМИ, разного рода фонды и общественные объединения.

Необходимо учитывать, что путь формирования гражданского общества и правовой государственности индивидуален, у каждого народа свои конструкции и формы организации. Этот путь обусловлен множеством факторов, в том числе, характером социально - исторического развития государства, духовными традициями, уровнем политической и правовой культуры, геополитическим положением и, что особенно важно для развития гражданского общества, определенным уровнем материальной обеспеченности людей, уровнем развития экономики [4, с. 56]. В условиях экономической отсталости желание сформировать гражданское общество, как и правовое государство, остается лишь декларацией о намерениях.

Путь формирования структур гражданского общества и, соответственно, новых принципов отношений власти и граждан - процесс долгий и сложный. Это единый процесс экономических, политических изменений, духовных преобразований. Наиболее значимыми факторами в процессе становления и развития гражданского общества выступают правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение населения государства в свободных граждан [1, с. 15].

Гражданское общество - это, прежде всего правовое демократическое общество, связующим фактором в котором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретённых прав человека и гражданина.

Гражданское общество развивается вместе с государством. При этом понятия «гражданское общество» и «государство» не равнозначны [5, с. 137], ибо государство следует рассматривать как форму гражданского общества, поскольку основной фигурой и содержанием последнего являются человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Для этого государство должно отказаться от стремления удерживать в своих руках все социальные рычаги, от монополизации организационных и координационных функций с целью приобретения индивидом права на автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов Люди образуют государство для охраны своих прав и свобод, что дает возможность сформировать исходное положение: главное предназначение государства как политической силы - охрана естественных неотчуждаемых прав человека, и эффективно выполнить данную функцию оно может в том случае, если принадлежит народу, всем людям, его образовавшим и образующим.

Развитие институтов гражданского общества в нашем государстве, позволит нам претендовать на достойное место среди лидеров мировой цивилизации, что в свою очередь обусловит ориентацию на новые горизонты в развитии национальной государственности. Правда, горизонт имеет свойство отдаляться по мере приближения к нему. Но это еще не значит, что перед собой мы поставили некий недостижимый идеал, так как человеку свойственно по достижению одних целей формировать новые, более высокие.

Список использованной литературы:

  1. Бялт В. С., Демидов А. В. Становление гражданского общества в Российской Федерации. // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной науч. конференции: Санкт - Петербург, 20 - 21 апреля 2016 г. / Под. общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. III. С. 14 - 17.
  2. Демидов А. В. Разделение властей как основной принцип правового государства. // Инновационная наука. Уфа. 2016. № 1. С. 122 - 124.
  3. Демидов А. В. Гражданское общество как признак правового государства. // Инновационная наука. Уфа. 2016. № 2. С. 177 - 179.
  4. Карчевская Н. И., Семенова О. В. Теоретико - правовые закономерности гражданского общества: учебное пособие. СПб.: Санкт - Петербургский университет МВД России, 2010.
  5. Семенова О. В. Гражданское общество и государство: специфика взаимосвязи и взаимодействия. // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300 - летию российской полиции): материалы международной научно -теоретической конференции: Санкт - Петербург, 28 апреля 2016 г. / под общ. ред. Н. С. Нижник: В 2 т. Т. 1. СПб.: Санкт - Петербургский университет МВД России, 2016. С. 136 - 138.

Автор: А. В. Демидов, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Санкт - Петербургского университета МВД России, г. Санкт - Петербург, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.