К вопросу о законодательстве в отношении взимания таможенных платежей в городе Москве

Таможенные платежи представляют собой экономический инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Таможенного союза ЕАЭС и Российской Федерации при его торговом взаимодействии с мировым рынком товаров. Взимание таможенных платежей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аспектам взимания таможенных платежей в соответствии с действующим законодательством в настоящее время уделяется достаточно большое внимание по причине того, что от этого зависит объем отчислений в федеральный бюджет Российской Федерации. Так, за 2019 год размер доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, равен 5728,96 млрд. рублей [3].

Город Москва является крупной транспортной «артерией» [1], на территории которой расположены Московская таможня, Центральная акцизная таможня, Дипломатический таможенный пост, Савеловский таможенный пост, Шереметьевская таможня и ряд других таможенных органов, через которые импортируется и экспортируется большое количество товаров и транспортных средств, в отношении которых взимаются таможенные платежи. Город Москва - часть единой таможенной системы Российской Федерации и поэтому в вопросах взимания таможенных платежей необходимо руководствоваться общими законодательными актами, действующими на всей территории нашей страны и в государствах - членах ЕАЭС. Следует отметить, что законодательство в области взимания таможенных платежей в городе Москва образуют не только различные виды законов, но и другие федеральные нормативные правовые акты: приказы, распоряжения и т.д.

Согласно пункту 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы, включая таможенные органы города Москвы, обладают правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС. Основным законодательным актом в области взимания таможенных платежей в городе Москва является Таможенный кодекс ЕАЭС, введенный в действие в 2018 году. Вопросы исчисления таможенных платежей регламентируются Главой 7 ТК ЕАЭС «Исчисление таможенных пошлин, налогов», где перечислены объекты обложения таможенными пошлинами и налогами, база для исчисления таможенных пошлин и налогов, порядок и правила исчисления таможенных платежей, ставки таможенных пошлин, налогов, применяемые для исчисления таможенных платежей и т.д. Помимо этого, в главе 8 ТК ЕЭАС указаны сроки и порядок уплаты: таможенных пошлин, налогов. В главе 6 «Общие положения о таможенных платежах» содержатся виды таможенных платежей, взимаемых в городе Москва. К ним относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров в город Москва, акцизы, а также таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы являются федеральными налогами, то есть находятся в ведении как таможенного, так и налогового законодательства. Порядок взимания НДС и акцизов в процессе экспортно - импортных операций описан в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» и главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров сквозь таможенную границу Евразийского экономического союза [2: с.35]. В процессе исчисления ввозных таможенных пошлин используются ставки, приведенные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), характеризующимся как перечень ставок ввозных таможенных пошлин, используемых в отношении товаров, ввозимых в город Москва из третьих стран, распределенных на основании единой Товарной номенклатуры ЕАЭС.

Одним из главных нормативных документов, положения которого содержат порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин в городе Москва, является закон РФ № 5003 - 1 «О таможенном тарифе», который устанавливает правила использования ставок вывозных таможенных пошлин, регламентирует величину ставок вывозных таможенных пошлин и списка товаров, к которым непосредственно они имеют отношение, причины освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, вопросы применения ставок ввозных таможенных пошлин исходя из страны происхождения товаров и правил их ввоза, а также правила предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Принимая во внимание требования международных договоров РФ, решения Комиссии Таможенного союза и федеральные законы РФ могут внедряться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры в процессе импорта товаров с целью экономической защиты интересов отечественных предприятий. В городе Москва такими законами являются федеральные законы № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. (ред. от 01.05.2019 г.) и № 165 - ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. (ред. от 26.07.2017 г.).

Таможенные сборы характеризуются как платежи обязательного вида, взимаемые таможенными органами в процессе осуществления ими полномочий, проводимых при выпуске товаров, их таможенном сопровождении, хранении или за совершение других полномочий, регламентируемых Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.

Ставки и виды таможенных сборов регламентируются законодательством государств -членов ЕАЭС. Величина таможенных сборов не должна быть больше, чем приблизительная стоимость затрат таможенных органов за выполнение полномочий, на основании которых установлен таможенный сбор.

«Фундаментом» для исчисления таможенных платежей служит таможенная стоимость, от корректного определения которой варьируется величина таможенных платежей, которые необходимо внести при экспортно - импортных операциях участниками внешнеэкономической деятельности.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых в город Москва, регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС, при вывозе из города Москва - на основании законодательства государства - участника. В городе Москва таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2019 г.№ 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

В заключение следует отметить, что законодательство в отношении взимания таможенных платежей в городе Москва, несмотря на ряд недостатков, примером которых служит отсутствие определения понятия «таможенные платежи», является современным единым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности на высшем законодательном уровне, созданным сравнительном недавно (в связи с образованием ЕАЭС в 2014 году), но при этом достаточно актуальным перечнем многочисленных нормативно -правовых документов, действующим как в городе Москва, так и на всей таможенной территории РФ.

Список использованной литературы:

  1. Анпилогова Д.С. Организация и деятельность органов власти в городе Москве: монография / Д.С. Анпилогова, С.А. Афанасьева, Н.Е. Борисова и др.; под ред. А.Ю. Царева. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 158 с.
  2. Гусейнова Г.М. Правовые основы взимания таможенных платежей в России / Г.М. Гусейнова // Налоги и финансы. - № 4. - 2019. - С. 34 - 40.
  3. Официальный сайт ФТС РФ. Таможенная статистика URL: http: // customs.ru / statistic (дата обращения: 24.03.2020)

Автор: Громакова О. В., студентка 1 курса магистратуры Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ Научный руководитель: Афанасьева С.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры государственно - правовых дисциплин Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.