Правовые основы таможенного контроля

Таможенный контроль является важнейшим правовым институтом в системе таможенного регулирования Российской Федерации. Он присутствует во всех элементах таможенного регулирования и является обязательным и универсальным инструментом в системе таможенного регулирования.

В целом, таможенный контроль представляет собой систему взаимосвязанных механизмов, направленных на проверку и обеспечение соблюдения международных договор и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств -членов о таможенном регулировании.

Правовое регулирование таможенного контроля в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) имеет два уровня: национальный и наднациональный. Примечательным является тот факт, что начальные положения о таможенном регулируются на наднациональном уровне и содержатся в Таможенном кодексе ЕАЭС [1]. Он даёт определение таможенного контроля, регулирует его проведения, ограничивает круг объектов таможенного контроля, а также определяет перечень форм таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие его проведение. Говоря о двух уровнях правовой регламентации таможенного контроля, не стоит забывать и о международных нормах как о третьем уровне правового регулирования. Так, Таможенный кодекс ЕАЭС содержит немало отсылок к международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования, в частности, об обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу и помещении товаров под таможенную процедуру [2, с. 92].

Федеральный закон о таможенном регулировании [3], являясь главным нормативно -правовым актом национального уровня регулирующим вопросы таможенного контроля, тесно связан с Таможенным кодексом ЕАЭС по вопросам проведения контрольных мероприятий.

Помимо этого, говоря о двух уровнях правового регулирования, не стоит забывать и международных нормах, регламентирующих проведение таможенного контроля, в частности, международные договоры, входящие в право ЕАЭС по вопросам таможенного регулирования. Говоря отдельно о международном праве, необходимо отметить нормы рекомендательного характера, используемые в рамках правового обычая, которые основываются на принципах Всемирной таможенной организации [4, с. 32]. Кроме того, существует целый перечень соглашений, подписанных Российской Федерацией, основными целями которых являются упрощение таможенных процедур и способствование максимально эффективному и комфортному для участников внешнеэкономической деятельности перемещению товаров в рамках мировой торговли.

Основной тенденцией в рамках таможенного контроля в последние годы, безусловно, является переход от фактического контроля к контролю после выпуска товаров, который выражается, в первую очередь, в проведении таможенных проверок. Основаниями для этого послужили как необходимость сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности и создания более благоприятных условий для перемещения товаров через таможенную границу, так и непосредственно более эффективная система проведения таможенного контроля товаров после их выпуска. Благодаря системе управления рисками, которая основана на принципе выборочности, а также применению методов аудита и аналитической работы, таможенный контроль после выпуска товаров, на сегодняшний день, представляется самым эффективным и удобным способом проверки соблюдения законодательства для всех участников внешнеторговых операций.

В связи с этим возникает вопрос, связанный с правовым регулированием именно данного вида таможенного контроля. В этом смысле ни таможенный кодекс, ни Федеральный закон не выделяют таможенный контроль после выпуска товара в отдельный вид контрольных мероприятий , что представляется неверным, так как таможенный контроль после выпуска товара имеет свои отличительные черты, особенности и принципы. Соответственно, для него должна существовать отдельная правовая регламентация, которая будет учитывать специфику такого контроля. Такая регламентация должна быть как на национальном, так и на наднациональном уровнях. И систематизация такой регламентации, начиная от форм, мер и объектов и заканчивая структурой, должна являться ключевой задачей при совершенствовании таможенного контроля.

Таким образом, правовые основы таможенного контроля требуют постоянного усовершенствования на всех уровнях как и таможенно - правовой институт в целом. И только благодаря постоянному юридическому анализу в сфере таможенного контроля можно прийти к развитию всей системы таможенного регулирования в целом.

Список использованной литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11 апреля 2017 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] URL: http: // www.eaeunion.org / , 12 апреля 2017 г.
  2. Халипов Сергей Васильевич Таможенный контроль в праве Евразийского экономического Союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №1. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / tamozhennyy - kontrol - v - prave - evraziyskogo - eko -nomicheskogo - soyuza - i - zakonodatelstve - rossiyskoy - federatsii - o - tamozhennom -regulirovanii (дата обращения: 12.04.2020).
  3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289 - ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г.) // СЗ РФ. 2018. № 32 (ч.1). Ст. 5082; 2019. № 18. Ст. 2207.
  4. Клейменова, А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебник для вузов / А. Н. Клейменова. — 2 - е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с.

Автор: Гавриленко К.В., студент юридического факультета НИУ СГУ им. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.