Перевод предприятий легкой и пищевой промышленности Челябинской области на выпуск военной продукции в связи с началом Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны легкая и пищевая промышленность Челябинской области представляли собой региональную часть неотъемлемого, хотя и не приоритетного, сектора отечественной индустрии. Созданный в 1920–1930-е гг. в СССР многоотраслевой единый индустриальный комплекс был самодостаточен и автономен в рамках мировой экономики, имел весьма мощную «военную составляющую» и обладал высокой мобилизационной готовностью. Однако катастрофическое начало войны сорвало имевшиеся до того народно-хозяйственные планы, потребовало безотлагательной перестройки экономики и всей жизни страны на военный лад.

В результате вражеского нашествия в первые месяцы войны были потеряны основные сырьевые базы страны, мобилизационные запасы, значительная часть предприятий различного профиля вместе с технологическим оборудованием и энергетическим хозяйством оказалась на оккупированной территории. Зона боевых действий и занятой противником территории была огромной. Из хозяйственного оборота страны на длительный срок выбыли трудновосполнимые производственные мощности всех отраслей промышленности, в том числе легкой и пищевой. Сразу же после начала войны развернулась широкомасштабная эвакуация в восточные районы. Центр тяжести экономической жизни, подчиненной нуждам фронта, перемещался в отдаленный тыл.

Перестройка экономики осуществлялась в плановом порядке. Перспективы создания слаженного военного хозяйства и основные направления перестройки экономики нашли отражение и конкретизацию в принятом 16 августа 1941 г. военно–хозяйственном плане на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии [1]. В частности, этим планом предусматривалось существенное расширение производства продовольствия и вещевого снабжения Красной Армии.

Перестройка легкой и пищевой промышленности на военный лад проводилась в крайне сложных условиях. В целом технологический процесс производства не изменился, но другим стало направление работы предприятий, изменилось количество и ассортимент выпускаемой продукции. Объем продукции для военных целей резко вырос, для гражданского потребления сократился. Текстильные фабрики увеличили выработку тканей военного назначения – бельевых, одежных, технических, а также шинельного сукна, перевязочных материалов, изделий для теплого обмундирования и технического оснащения войск. Швейники переключились на пошив белья, гимнастерок, шинелей и другого военного обмундирования.

С конвейеров обувных фабрик сходили солдатские сапоги и ботинки. В основном для фронта работали и кожевенно-меховые предприятия. Меховщики поставляли действующей армии шапки, рукавицы, полушубки, тулупы и т. д. Кожевенники направляли свою продукцию не только обувным фабрикам, но также авиационной, танковой и другим оборонным отраслям. В пищевой промышленности заметно изменился ассортимент продукции, увеличилась выработка наиболее транспортабельных и стойких в хранении изделий, осваивались новые продукты, необходимые для бесперебойного снабжения фронта – консервы, витамины, медицинские препараты, спирт [2].

В русле общих тенденций менялась работа и предприятий Челябинской области. Первоочередной задачей явилось размещение прибывших из центральных и западных районов СССР предприятий и трудящихся. На территорию Челябинской области передислоцировались около 200 промышленных объектов различной направленности. Среди них, по подсчетам автора, находилось 12 объектов легкой и 18 – пищевой промышленности. Все они присоединились к родственным южноуральским предприятиям. Как только оборудование было смонтировано, сразу же приступили к выпуску продукции военного назначения. В связи с размещением эвакуированных предприятий в области появился ряд новых производств, ассортимент которых охватывал табачные изделия (папиросы, табак), парфюмерно-косметические средства (крем для бритья, зубную пасту, вазелин, пудру, одеколон), витаминную продукцию, пряжу и т. д. [3].

Легкая промышленность, наряду с местной и кооперативной, переключалась на изготовление теплых вещей для Красной Армии: выделку овчин, катку валенок, пошив полушубков, шапок, жилетов, меховых рукавиц. Карабашские швейные мастерские шили палатки из парусины. Часто на производственных площадках предприятий легкой индустрии размещали свои заказы оборонные заводы. Троицкая шорно–седельная фабрика, по решениям Челябинского бюро обкома ВКП(б) от 19 июля, а также от 9 ноября 1941 г. производила брезентово-кожаные изделия (прокладки и ремни) для Кировского танкового завода, поясные ремни для войсковых частей, уходящих на фронт. Челябинские швейные мастерские шили ватники для внутренней обшивки машин, обувная мастерская г. Челябинска, в соответствии с решением бюро обкома партии от 20 августа 1941 г., стала поставщиком картонных и бумажных прокладок для танкового завода [4].

Хлебопекарни выполняли задания военного ведомства по сушке сухарей, мясокомбинаты – по засолке и хранению соленого мяса, выработке консервов для армии, пивоваренные заводы – по сушке овощей. На Троицком мыловаренном заводе, в соответствии с решением бюро обкома партии от 6 декабря 1941 г., было организовано производство консистентных смазок (солидола, эмульсола, сульфофрезола). Челябинский молочный комбинат, по постановлению горкома партии от 18 мая 1942 г., начал вырабатывать ацидофильную пасту и ацидофильное молоко для нужд военно-госпитальной медицины. Каждая подотрасль легкой и пищевой промышленности освоила производство продукции военного назначения, но наиболее широкий ассортимент для фронта сложился в шорно-седельной, швейной, витаминной, мясоконсервной секциях. Для выполнения армейских заданий частично выделялись денежные средства и дополнительное оборудование [5].

Помимо указанных государственных заказов для фронта предприятия легкой промышленности были привлечены к выполнению и других обязательных поставок: из материалов и сырья, собранного населением, изготовляли обмундирование для Красной Армии. К зиме 1941–1942 гг. обллегпрому было поручено из материалов и сырья, собранного населением, изготовить 15 тыс. полушубков, 2 тыс. пар валенок, 40 тыс. шапок [6].

Еще одним важным и трудоемким направлением работы предприятий легкой промышленности, начиная с 1942 г., стал ремонт, стирка и дезинфекция вещевого имущества Наркомата обороны. По Челябинской области в середине 1942 г. были установлены следующие плановые объемы этой работы: телогрейки ватные –70 тыс. шт., шаровары ватные – 70 тыс. шт., шапки-ушанки – 100 тыс. шт., армейская обувь – 5 тыс. пар [7].

Перестройка легкой и пищевой промышленности Челябинской области на военные рельсы закончилась, как и везде, к середине 1942 г., когда были введены в строй эвакуированные предприятия и все отрасли наладили выпуск доброкачественной продукции военного назначения, расширили ассортиментный ряд.

  1. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. – Т. 3. – М., 1968. – С. 44–48; Чадаев, Я. Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны / Я. Е. Чадаев. – М., 1985. – С. 81–82.
  2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг. – Т. 6. – М., 1965. – С. 75, 76; Митрофанова, А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны / А. В. Митрофанова. – М., 1971, с. 149, 151.
  3. Выявлено автором по многочисленным фондам ОГАЧО.
  4. ОГАЧО, Ф. П–288, ОП. 4, Д. 81, Л. 3 об.; Д. 108, Л. 20; Д. 129, Л. 27; Пасс, А. А. Кооперативная промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны / А. А. Пасс // Очерки истории горнозаводского Урала. – Челябинск, 1996 – С. 75.
  5. ОГАЧО, Ф. П–92, ОП. 5, Д. 66, Л. 85; Ф. П–288, ОП. 4, Д. 39, Л. 74; Д. 75, ЛЛ. 15–16; Д. 99, ЛЛ. 22–23; Д. 101, ЛЛ. 4 об., 5; ОП. 7, Д. 52, Л. 29; Ф. П–1389, ОП. 1, Д. 9, Л. 1; Ф. Р–663, ОП. 1, Д. 79, Л. 12.
  6. Подсчитано автором по фондам ОГАЧО.
  7. Вестник Златоуста. – 1991, 6 февраля; ОГАЧО, Ф. П–92, ОП. 5, Д. 67, Л. 123; Ф. П–288, ОП. 6, Д. 88, Л. 89.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Авторы: Рудометова Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.