Применение принципов синергетики в транспортных системах страны и её регионов в настоящее время обусловлены динамикой неупорядоченного развития экономических и транспортных процессов, жесткими ресурсными ограничениями и необходимостью в существенном возрастании скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков.
Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» в качестве основной цели рассматривает повышение сбалансированности деятельности, эффективности и безопасности транспортной системы страны.
Использование принципов синергетики для решения поставленной цели перспективно ввиду того, что разукрупнение хозяйственной деятельности, стихийное образование большого количества мелких и средних производств различных форм собственности с неопределенным территориальным размещением и ориентацией, в основном, на региональные нужды потребовало новых форм транспортно-экспедиционного обслуживания и логистического сопровождения товародвиженческих процессов.
Основной принцип синергетики (автор науки Герман Хакен) - это «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса, спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного (синхронного) действия многих подсистем».
Восприятие идей синергетики позволит уйти от присущих традиционных догм по гигантизму в образовании производственных центров, концентрации трудовых, материальных, энергетических ресурсов и транспортных потоков в ограниченном числе регионов, в которых с середины ХХ века преобладает экстенсивный подход к развитию. Следствием такого подхода к планированию хозяйственной деятельности страны явилось создание моногородов и даже монорегионов.
Проблема «ухода» от моногородов и монорегионов, обеспечение их самодостаточности в хозяйственной, энергетической, финансовой и других видах деятельности требует создания большого количества новых или диверсифицированных производств малого и среднего бизнеса. Это обусловливает появление большого количества новых транспортных связей для обслуживания бизнеса, неупорядоченно, стихийно складывающихся как в пространстве, так и по времени, номенклатуре перевозимых грузов, видам транспорта и типам подвижного состава. Следовательно, актуальность принципов синергетики в транспортном комплексе страны очевидна и их реализация приведет к созданию высокоупорядоченных структур транспортно-экспедиционного обслуживания всего хозяйственного комплекса города, агломерации, региона, страны с максимальной успешностью.
В новых условиях хозяйствования происходят структурные сдвиги как в транспортно-дорожном комплексе, так и в его товаропроводящей обеспеченности. Прежняя приоритетная ориентация на развитие магистральных видов транспорта смещается на обслуживание автомобильным транспортом (в том числе и некоммерческим) разрастающихся новых хозяйственно-рыночных территориальных зон. Массовые перевозки тяжелой промышленности постепенно вытесняются массовыми перевозками для населения в большой номенклатуре, меньшей партионности и на меньшие расстояния. К примеру, доставка из Польши в Россию уже производится от 100 килограмм или 1 м3.
Принципы синергетики при формировании единой транспортной системы региона и страны в целом требуют рассмотрения множества факторов, основные из которых следующие:
- производственные мощности, их территориальное размещение, перспективы развития, наличие переделов предмета труда в пределах региона, производственная агломерация или её отсутствие;
- энергетическая самодостаточность и перспективы удовлетворения спроса на энергоресурсы при увеличении производственных мощностей по переделам предмета труда;
- виды транспорта в регионе, их территориальное размещение относительно производственных объектов, пропускные и провозные способности, товаропроводящее обустройство, тарифы;
- наличие и перспективы развития путевой части видов транспорта, протяженность, качество, плотность сети различных видов транспорта, доступность для пользователей транспортными услугами;
- наличие сети мультимодальных терминалов, единых грузовых II. Проблемы развития транспортной логистики потоков информации на всем протяжении транспортирования как единичного продукта с использованием такси, так и мощных грузопотоков; использование информационного ресурса для формирования грузопотоков и их транспортного обслуживания без лишних перевалок и задержек в процессе доставки грузов; • виды и способы транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предъявленных перевозок, системы формирования цены и расчетов за ТЭО, готовность перевозить грузы в большом и малом количестве, надежность при обслуживании «точно в срок», использование логистических принципов в цепях поставок и т.д. Сочетания перечисленных факторов непостоянны по времени, они отражают конъюнктурную ситуацию в сфере распределения, производства, закупок и управления запасами, но при этом должны:
- отражать гармонизацию интересов всех логистических партнеров производственной и транспортно-экспедиционной деятельности;
- сохранять единство транспортной системы и единообразие транспортного обслуживания клиентов. Это две позиции противоречивы по своей природе и именно принципы синергетики позволят создавать в каждой ситуации устойчивую систему эффективного обслуживания товародвижения.
Гармонизация интересов логистических партнеров складывается из мотиваций при принятии решения об интеграции в какую-либо логистическую цепь и эти мотивации многовариантны; на этом этапе формируется сложная динамическая система. Сложные динамические системы - это системы с перенасыщенными внутренними связями элементов и внешними связями со средой.
Сложная динамическая система, как образование элементов различной природы (в данном исследовании - пользователи транспортными услугами и элементы транспортной структуры и инфраструктуры), которые обладают некоторыми функциями и свойствами, отсутствующими у каждого из элементов, и способно функционировать, статически коррелируя в некотором диапазоне с окружающей средой, и благодаря этому сохранять свою структуру в ходе непрерывного изменения взаимодействующих элементов по сложным динамическим законам.
Сложные динамические системы являются существенно нелинейными системами, математическое описание которых на современном этапе не всегда возможно. Важную роль для сложных динамических систем имеют информационные процессы. Цикличность формационных процессов обеспечивается механизмом обратных связей. На основании информации о поведении элементов системы в различных ситуациях са-моорганизуется её структура и с учетом изменения внешних и внутренних факторов корректируются последующие состояния системы.
Единство транспортной системы проявляется в различных сферах взаимодействия:
- в технической - унификация, стандартизация и согласование параметров технических средств различных видов транспорта, а также пропускной, перерабатывающей и товаропроводящей способности взаимодействующих систем;
- в технологической - обеспечение единой технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, планов-графиков транспортных узлов по единым непрерывным технологическим процессам;
- в информационной - совместимость информации по содержанию, формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видом транспорта для принятия решения на другом;
- в экономической - единая система планирования, рациональное распределение перевозок по видам транспорта и типам подвижного состава, не допускающей подоптимизаци, наличие, ограничение или отсутствие ресурсов.
Взаимодействие различных видов транспорта должно строится на принципах синергетики, т.к. для обеспечения надежной, высокоорганизованной системы доставки грузов и стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы для подборки аварий. Концепция ресурсной ориентации неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения синергетики и интегрированной логистики. Интегрированная логистика имеет следующие особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность, производительность и качество функционирования транспортной системы:
- особо эффективное сочетание ресурсов с использованием инфор-мационного ресурса; информационная система увеличивает ресурсный потенциал отдельных предприятий;
- сохранение стабильных ключевых мотиваций в долгосрочной стратегической перспективе;
- возможность клиентов извлекать коммерческую выгоду для себя, готовность оплачивать транспортно-экспедиционные услуги для повышения надежности и снижения риска в товародвиженческих процессах и реализации товаров.