Транспорт является неотъемлемой составной частью мировой экономики. Исторически развитие транспорта во многом определяло уровень и динамику развития страны в целом и отдельных ее регионов в частности. К началу 90-х годов XX века в России существовала развитая транспортная система. Она обеспечивала мобильность населения, взаимосвязи между регионами, внутренние экономические связи и внешнюю торговлю. Снижение темпов развития, низкая эффективность планово-директивной экономики, разбалансировка товарно-денежных отношений в стране, недовольство граждан уровнем жизни, демократические преобразования в стране в 80-е годы, низкий уровень управляемости страной явились основными причинами начала коренных преобразований экономических и политических основ России в начале 90-х годов.
Рыночные преобразования привели к существенному изменению хозяйственного механизма, структуры управления на транспорте. Основные из них: акционирование и приватизация государственных и муниципальных предприятий; появление новых предприятий с различными формами собственности. По данным Госкомстата, опубликованным в печати в разные годы широкое развитие получило индивидуальное предпринимательство на автотранспорте, что привело к усилению конкуренции на рынке транспортных услуг и сужению роли государства в регулировании рынка транспортных услуг.
На автомобильном транспорте коренным образом изменилась форма собственности. В результате разгосударствления предприятий численность субъектов, осуществляющих деятельность на рынке автотранспортных услуг с 1990 по 2009 г., увеличилась в 3 раза. Удельный вес негосударственных предприятий возрос до 82 %. При серьезном ослаблении вертикали хозяйственного управления и контроля эта тенденция серьезно сказалась на управлении многочисленными субъектами, осуществляющими транспортную деятельность.
В работе автотранспортного комплекса России начиная с 1998 г. наблюдается тенденция увеличения грузооборота, осуществляемого общим транспортным комплексом страны, следовательно, и автомобильным транспортом. Спрос на услуги транспорта определяется характером подвижности населения, уровнем развития производства и торговли и рядом других причин, таких как территория, население, менталитет. Следует отметить незначительную роль автотранспорта России, в общем грузообороте по сравнению с такими промышленно развитыми странами, как Германия (61 %), США (22,9 %), Италия (22,2 %). Одной из главных причин слабого развития автотранспорта в России является состояние автомобильных дорог. Недостаточное развитие сети и плохое состояние дорог приводят к снижению средних скоростей движения на дорогах России почти в два раза по сравнению с развитыми странами, а срок службы автомобилей в России на треть меньше, чем в Европе. В связи с этим постоянно требуются значительные инвестиции на приобретение подвижного состава и их содержание. Вклад транспорта в ВВП составляет около 6 %, в то время как в развитых странах - более 10 %, например, в США 15 % ВВП обеспечивается автотранспортом [1,64].
На этапе административно-плановой государственной экономики автотранспорт слабо участвовал в процессе межрегионального и межотраслевого товародвижения, так как эти функции были возложены на железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт довольно длительно развивается в постоянной конкурентной борьбе с другими видами транспорта, что находит отражение в изменяющейся структуре общего грузооборота, выполняемого различными видами транспорта. Одновременно в тех сегментах рынка, где автомобильный транспорт конкурирует с железнодорожным или внутренним водным транспортом, его технологическая и коммерческая гибкость дают ему дополнительные преимущества. По объемам внутренних грузоперевозок автомобильный транспорт превосходит железнодорожный магистральный транспорт почти в 6 раз.
Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается большими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции: в промышленности - не менее 15 %, в строительстве — до 30 %, в сельском хозяйстве и торговле — до 40 %. Автомобильный транспорт является непосредственным участником смешанных перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении, осуществляет завоз и вывоз доставляемых грузов для железнодорожных станций, речных и морских портов и аэропортов. Важным направлением повышения эффективности этих перевозок является развитие интермодальных технологий с применением контейнеров, транспортных пакетов, контрейлерной системы. По мере развития рыночных отношений автомобильный транспорт все более успешно конкурирует с железнодорожным в секторе междугородних перевозок. За последние годы наблюдается значительный прирост грузооборота и объема перевозок грузов автомобильным транспортом относительно железнодорожного.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52% пассажирских перевозок страны. Маршрутными автобусами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении обеспечивается основная часть трудовых поездок населения. Междугородные перевозки пассажиров автобусами эффективно конкурируют с пригородными и, в отдельных случаях, дальними железнодорожными перевозками пассажиров. Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села.
На современном этапе развития экономики России автомобильный транспорт является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. Этому способствовали его объективные преимущества, дополненные значительным прогрессом в области дорожного строительства и конструкций автотранспортных средств, а также в связи с широким распространением систем промышленной и транспортной логистики. Массовое применение автотранспортных средств повлекло за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества. При этом процесс автомобилизации принял, по существу, глобальный характер.
Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:
- - около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;
- - автомобильный транспорт следует рассматривать как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.
Большая роль и значение автомобильного транспорта в транспортной системе народного хозяйства России обуславливается большими трудовыми и материальными затратами, как в сфере, связанной с перевозочными процессами, так и с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
Для обеспечения работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта, его надежности, при осуществления перевозок возникает необходимость в создании и функционировании специализированных предприятий, предназначенных для хранения, технического обслуживания, ремонта автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Совокупность такого рода предприятий образуют основные фонды автомобильного транспорта, эффективное использования которых является основной задачей каждого предприятия автомобильного транспорта.
Таким образом, предприятия автомобильного транспорта являются основной производственной базой для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии и обеспечении его высокой производительности.
В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются:
- Автотранспортные предприятия;
- Автообслуживающие предприятия;
- Авторемонтные предприятия, имеющие стенд для ремонта рулевых реек.
Переход к рыночным отношениям стал для автотранспорта началом нового этапа его развития. В удовлетворении растущего спроса на услуги транспорта, автомобильному транспорту принадлежит особое место. Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение сферы розничной торговли расширили «нишу» безальтернативного применения автомобильного транспорта. Внедряются современные виды деятельности и формы транспортного обслуживания, что влечет за собой появление новых видов и типов предприятий, организаций и служб сервиса в отрасли разных форм собственности, таких как: дилерские предприятия; магазины и салоны по продаже автомобилей; аукционы и рынки по продаже подержанных и поврежденных автомобилей; мотели; кемпинги; торгово-снабженческие предприятия; службы технической помощи; лизинговые компании; консалтинговые компании; автобюро и другие.
С изменением форм собственности существующих предприятий автомобильного транспорта, с появлением новых видов и типов предприятий автомобильного сервиса, наблюдается тенденция к развитию автотранспортного бизнеса в России разных организационно-правовых форм. Автотранспортную отрасль составляют предприятия большого, среднего и малого бизнеса, причем больший процент приходится на средний и малый. Их эффективное функционирование в современных рыночных условиях представляет собой сложный и многосторонней процесс, который строится на основе комплексного системного подхода, включая экономические, политические, социальные, географические, коммуникационные, дорожно-строительные, информационные, транспортные, организационно-технологические факторы.
В настоящее время на первое место выходят вопросы, связанные со стандартизацией как основой формирования процессов менеджмента качества на предприятиях автомобильного транспорта. Одной из этих проблем современных предприятий, фирм иных производств является отсутствие системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции или услуги. Существует прямая зависимость между системой управления качеством, основанной на внедрении стандартов ИСО-9000, и системой обеспечения динамического качества как составляющей исходной системы, прогнозированием и диагностикой обеспечения систем качества. Эта зависимость прежде всего определяется выбором критериев качества, удовлетворение которым является необходимым условием нормального, конкурентоспособного существования и эксплуатации рассматриваемого производства. Очевидной становится необходимость применение системного подхода для выполнения анализа технического состояния и управления динамическими параметрами системы[2,432]. Разработка систем менеджмента качества (СМК), обеспечивает качество продукции или услуги (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) являются важнейшими средствами конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции и услуги, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта или услуги техническим характеристикам и параметрам не только в ходе испытаний, но и в ходе эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования заказчику. Поэтому управление качеством продукции и услуги стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака, сколько на проверку качества изделия и услуги в процессе изготовления, предоставления. Разрабатываемые СМК основаны на семействе международных стандартов (МС) ИСО-9000. Необходимо отметить следующие важные особенности применения этих стандартов:
- В стандартах ИСО жестко определена роль заказчика (потребителя) в установлении требований как к продукции и услуги, так и системе качества, производитель должен доказывать свою способность поставлять продукцию, услугу заданного или необходимого качества.
- Товаропроизводителю необходимо иметь документированною систему качества.
- В МС ИСО-9000 зафиксировано право заказчика на инспекцию системы качества. Устанавливается право заказчика на продукцию или услуги внести в систему необходимые изменения.
- Стандарты ИСО-9000 предусматривают разнообразные модели систем качества для различных условий контактов.
- Этот принцип развивается и в структуре стандартов, которая предусматривает модель для обеспечения качества: -при проектирование и/или разработке, производстве, монтаже, и обслуживании; -при производстве и монтаже.
Качество продукции или услуги - это характерный управляемый объект. Управляющие воздействия следует осуществлять на основе принципов систем автоматического регулирования, последовательно устанавливая задания по качеству, организуя действия исполнительного механизма, обеспечивающего выполнение этих заданий. Управление качеством имеет своей целью создания продукции или услуги такого уровня качества, который удовлетворяет предельным потребностям, запросам потребителей, установленным требованиям, так как является органической составляющей общей системы управления предприятием, четким взаимодействием всех структур, всех участников производственного процесса, имеющих хорошо сформулированную цель -обеспечение или улучшение качества[7,200].
Система управления качеством создается на основе заранее разработанной модели. В большей степени подходы TQM изложены в МС ИСО 9004:2000, являющимся методическим пособием по применению системы качества. МС ИСО 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Но все же между стандартами ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий. Реальной основой внедрения на российских предприятиях системы TQM следует считать стандарты ИСО серии 9000, поскольку по своей сути они основаны на ее принципах. Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий[6,299].
Совершенствовать качество можно с помощью статистических методов - основных инструментов всеобщего качества (TQM). Одним из принципов TQM является то, что в основе принятия решений должны быть только факты, а не интуиция. Главные причины трудностей, возникающие при создании и обеспечении качества, - ложные представления и ошибочные действия. Чтобы различить, что ложно, что ошибочно, нужно организовать процесс поиска фактов, то есть статистического материала. Сам по себе статистический материал, без обработки и анализа, не позволяет решить возникшую проблему. Вопросами сбора, обработки и анализа результатов занимается математическая статистика, которая включает различные методы, подходы, принципы[3,98].
Анализ основных принципов диагностики машин позволяет сформировать различные специфические симптомы неисправностей, сопровождаемые простыми математическими моделями. Аналитические модели динамического поведения машин (модели, образующиеся на модельном подходе) позволяют проводить оценочную диагностическую процедуру в диагностики будущего[4,212]. Для машин, которые имеют большой спектр проблем, желательно внедрять такие аналитические модели и проводить сравнение предыдущего и текущего состояний машин на базе контрольной информации, когда возникают неисправности. Tакже можно использовать эти методы, когда планируются действия, направленные на корректировку состояния. Широкое распространение компьютеров ускорило развитие программ, предназначенных для определение различных аспектов динамического состояния машин.
Mетод конечных элементов позволил компьютеризировать расчет отклика структуры машины на вносимую силу, включая гидро/газодинамическое воздействие. В отличие от мониторинга назначением диагностики в процессе эксплуатации оборудования является обнаружение изменений и прогноз развития технического состояния, причем каждого из его элементов, для которого существует реальная вероятность отказа в период между ремонтами. Алгоритм диагностики основан на том, чтобы из множества возможных состояний диагностируемого объекта как интегральной модели или привода машин, оборудования, станков как метосистемы выделить одно, наиболее вероятное. Следовательно, задачей диагностики по совокупности диагностических параметров является идентификация множественных связей между структурными характеристиками и соответствующими диагностическими параметрами, что обуславливает применение диагностических матриц. Диагностическая матрица представляет собой двузначную логическую модель, определяющую связи между структурными и диагностическими параметрами при достижении ими доступной величины[5,54].
В настоящее время в экономики наблюдается тенденция, при которой такой показатель, как качество, играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции, услуги и ее последующем движении. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предлагаемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата разрабатываются различные подходы к управлению качеством. Если говорить о перспективах, то это -освоение новых стандартов ИСО серии 9000.
В рыночной экономики проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Tребования к качеству определены стандартами ИСО серии 9000. По мере развития экономических реформ развития в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.
Исходя из изложенного, актуальным и необходимым становиться решение задачи внедрения систем менеджмента качества, способствующей повышению качества услуг на предприятиях автомобильного транспорта, на основе стандартизации.
Литература
- Азаров В.Н., Лаохин Ю.Л. Интегрированные информационные системы управления качеством. M.: «Европ. Центр по качеству». 2002. 64с.
- Антикризисное управление: учебник. Ред. ЭМ. Коротков. M. 2001. 432с.
- Аттетков А.В., Галкин С.В., Зарубин В.С. Mетоды оптимизации: учебник для студентов втузов. M.: Изд-во MPTy, 2001.
- Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством M. 200. 212с.
- Вальков ВМ., Вершин В.Е. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Л.: Политехника, 1991.
- Вейц В.Л., Mаксаров В.В., Лонцих П.А. Динамические процессы, оценка и обеспечение качества технологических систем механической обработки. Иркутск: Из-во ИрОУ 2001. 299с.
- Вейц В.Л., Кочура А.Е., Лонцих П.А. Структурированные модели и методы расчета сложных управляемых систем в технике и экономики. Ростов-на-Дону, 2002. 200с.
Автор: Свирбутович О.А. ® Доцент, кафедра «Автомобильный транспорт», Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет