Дефиниция «организационно - правовая форма» рассматривается нами как правовая форма организации и деятельности конкретного юридического лица, отраженная в совокупности закрепляющих его статус признаков. При этом данный термин включает в себя динамику институционального развития законодательства о юридическом лице. Элементами организационно - правовой формы кредитных потребительских кооперативов являются: правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации кооператива; регулирование организации и деятельности системы управления; правоспособность юридического лица; статус участников (пайщиков); правовой режим имущества кооператива; юридическая ответственность кооператива и его членов (пайщиков) и другие.
Как юридическое лицо, потребительский кооператив обладает общими для всех юридических лиц признаками, а также родовыми. К последним относят дуалистичность правовой природы кооператива, являющегося одновременно общественной структурой и хозяйственным предприятием; солидарную субсидиарную ответственность членов (пайщиков) кооператива; собственность кооператива на имущество, существующую не в интересах получения прибыли, а в интересах потребителей; целевую направленность на обслуживание потребностей его членов. Интересы представляет адвокаты по субсидиарной ответственности.
Современный этап развития кооперативного потребительского кредитования мы связываем с началом 90 - х гг. XX века - временем появления первых кредитных кооперативов как саморегулируемых и самоуправляемых организаций, создаваемых в целях оказания финансовой взаимопомощи за счет собственных средств граждан. Правовое регулирование деятельности первых кооперативных образований, в том числе и кредитных, осуществлялось законом СССР «О потребительской кооперации СССР» [1] от 26 мая 1988 года и законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [2] от 19 июня 1992 года.
Последовавшее принятие в 1994 г. ч.1 Гражданского кодекса РФ [3], а позднее Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» [4] и Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан» [5] сформировало правовые основы деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и кредитных потребительских кооперативов граждан. Тем не менее, недостаточная законодательная регламентация отдельных сторон деятельности кредитных потребительских кооперативов, отсутствие унифицированного правового акта порождали финансовые аферы, подвергая сомнению репутацию данного института на рынке микрофинансирования.
Итогом работы в направлении совершенствования нормативно - правовой базы стало принятие 18 июля 2009 года федерального закона № 190 «О кредитной кооперации» [6], определившего правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.
Современное российское законодательство о кредитной потребительской кооперации предусматривает возможность функционирования четырех видов кредитных потребительских кооперативов. Это кредитные потребительские кооперативы, членами которых могут являться юридические и физические лица; кредитные потребительские кооперативы, членами которых являются исключительно физические лица; кредитные кооперативы второго уровня, членами которых могут быть только кредитные кооперативы. Вышеуказанные виды кооперативов предусмотрены Федеральным законом «О кредитной кооперации», действие которого не затрагивает четвертый вид кредитного кооператива -сельскохозяйственный. Основы создания и деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов регламентирует Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации».
Сравнительно - правовой анализ положений трех федеральных законов: «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (утратил силу), «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации» позволяет заключить:
- Налицо корреляция положений действующих законов «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитной кооперации», достигнутая путем внесения ряда изменений во второй акт, а также заимствованием при работе над законопроектом «О кредитной кооперации» опыта правового регулирования сельскохозяйственной кооперации.
- Федеральный закон «О кредитной кооперации» представляет собой прогрессивный акт, в котором предпринята попытка систематизировать разрозненную нормативную базу, максимально детально регламентировать условия организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).
- Федеральный закон 2009 г. в отличие от ранее действовавшего Федерального закона 2001 г. допускает участие в кредитном кооперативе юридических лиц, при этом снимается ограничение на максимальную численность пайщиков кредитного кооператива - две тысячи человек.
- Федеральный закон «О кредитной кооперации» выгодно отличается от сравниваемых законов наличием четко прописанного механизма приема в члены кредитного кооператива (пайщики).
- Анализ положений п. 7 ст. 40.1 закона «О сельскохозяйственной кооперации», ст. 19 закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан» и ст. 6 закона «О кредитной кооперации» позволяет выявить тенденции расширения перечня ограничений деятельности кооперативов, воплощенные в последнем нормативно - правовом акте. Закон 2009 года дополнен двумя видами ограничений: содержащими запрет заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью и ограничивающими вступление кредитных потребительских кооперативов в члены других кредитных кооперативов, за исключением кооперативов второго уровня.
- В законодательном акте 2009 года предусмотрена система дополнительных гарантий защиты прав рядовых членов (пайщиков) кредитных потребительских кооперативов, в частности, введением института «аффилированных лиц». Как тенденцию мы рассматриваем снижение уровня контроля в отношении кредитной потребительской кооперации со стороны государственных структур, с передачей ряда контрольно -надзорных функций саморегулируемым организациям.
Принятие нового закона, видимо, изменит ситуацию: некоторые кредитные потребительские кооперативы покинут рынок, вместе с тем ожидается появление новых субъектов кооперативного потребительского кредитования. Введение на уровне федерального закона дополнительных гарантий в виде создания резервных и компенсационных фондов станет эффективным способом защиты от деятельности финансовых «пирамид».
Список использованной литературы:
- О потребительской кооперации СССР: закон СССР от 26 мая 1988 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1988. - №> 22. - Ст. 355.
- О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. - № 30. - Ст. 1788.
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301.
- О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. № 193 - ФЗ // Собрание Законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. - № 50. - Ст. 4870.
- О кредитных потребительских кооперативах граждан: федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 117 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. - № 33 (часть I). - Ст. 3420.
- О кредитной кооперации: федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190 - ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. - №> 29. - Ст. 3627.
Автор: В.В. Невлев, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Белгородский университет кооперации, экономки и права, г. Белгород, Российская Федерация