Проектный менеджмент как объект стандартизации

В настоящее время проектный менеджмент или управление проектами признается как самостоятельная дисциплина управления, применение которой обеспечивает достижение поставленных целей проекта в запланированные сроки, с требуемым качеством и в рамках выделенных ресурсов.

Однако один из крупных специалистов в менеджменте качества и проектном менеджменте Дж. Харрингтон отмечает, что, «несмотря на то что управление проектами очень популярно и используется во многих областях деятельности, зачастую проекты оказываются неэффективными или прекращаются до завершения» [1].

Известны основные причины неудач при выполнении проекта, которые имеют следующие характеристики:

  • сложности с соблюдением графика проекта;
  • ненадлежащее использование ресурсов проекта;
  • неправильное управление портфелем проектов;
  • утрата интеллектуального капитала и знаний;
  • отсутствие надлежащей подготовки команды проекта [1].

Плохо налаженное управление проектами представляет собой одну из важнейших проблем, с которыми сталкивается большинству современных организаций. Эффективного управления проектной деятельностью в организации можно добиться только за счет согласованной стандартизации процессов управления на всех уровнях от отдельных проектов до портфеля.

С 1 сентября 2012 года в Российской Федерации введены в действие стандарты в области управления проектами, разработанные подкомитетом «Менеджмент проектов» технического комитета по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент» Росстандарта, перечень которых приведен в таблице 1.

Стандарты по проектному менеджменту

В данных документах перечислены основные требования к сертификации гост р, а так же управлению проектом и программой от инициации до завершения, а также портфелем проектов на этапах формирования и контроля реализации. Следует отметить, что национальные стандарты, приведенные в таблице 1, не являются обязательными к исполнению, но обеспечивают российских специалистов регламентирующей и нормативной документацией, учитывающей отечественные особенности и опыт управления проектами.

Согласно п.3.4.3 стандарта ГОСТ ISO 9000-2011, «проект (project): уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам»[2].

Это определение приведено и в п.3.5 стандарта ГОСТ Р ИСО 10006¬2005 [3], который определяет в п.6 менеджмент проекта (project management) как планирование, организация, мониторинг, контроль и регистрация всех аспектов проекта и поощрение всех участников для достижения целей проекта. Для проекта разрабатывается план менеджмента проекта (project management plan) - документ, устанавливающий меры, необходимые для достижения целей проекта (п. 3.7).

Стандарты, приведенные в таблице 1, систематизируют и определяют основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязь, которые приведены на Рис.1, Рис.2, Рис.3.

Основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязь

В стандарте ГОСТ Р 54869-2011 управление проектом включает совокупность нескольких ключевых процессов, которые объединены в 5 групп: инициация, планирование, организация исполнения, контроль и завершение проекта.

Следует отметить, что в стандарте ГОСТ Р ИСО 10006-2005 проект также рассматривается как совокупность взаимозависимых процессов и совокупность стадий (п.4.1.3). Стадии проектирования - это средства планирования и контроля выполнения целей и оценки риска соответствующих опасных событий. Проектные стадии делят жизненный цикл проекта на управляемые этапы, такие как этапы разработки, реализации и завершения.

Высокоуровневые понятия менеджмента портфеля проектов и их взаимосвязь по ГОСТ Р 54870-2011 связь

Стандарт ГОСТ Р 54870-2011 устанавливает требования к управлению портфелем проектов для обеспечения эффективного достижения целей организации и повышения качества принимаемых решений при формировании, мониторинге и контроле реализации портфеля проектов. Управление портфелем проектов подразумевает деятельность, направленную на достижение стратегических целей организации путем формирования, оптимизации, мониторинга и контроля, управления изменениями портфеля проектов в условиях определенных ограничений. Управление портфелем проектов обеспечивает связь между уровнем стратегического управления в организации и уровнем управления проектами и программами.

Для каждого из компонентов портфеля должна быть сформирована организационная структура управления согласно стандартам ГОСТ Р 54869 - 2011(раздел 4) для проектов и ГОСТ Р 54871 - 2011 (раздел 4) для программ.

Основные понятия менеджмента программы и их взаимосвязь по ГОСТ Р 54871-2011

Управление программой согласно ГОСТ Р 54871-2011 включает совокупность процессов управления, которые могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Отдельные процессы могут выполняться многократно в ходе реализации программы. Последовательность процессов управления программой определяется условиями и спецификой конкретной программы, при этом:

  • программа должна начинаться с процесса инициации программы;
  • программа должна оканчиваться процессом завершения программы.

Стандарты по оценке компетентности менеджеров проектов

Применение стандартов на проектный менеджмент предполагает использование стандартов по оценке компетентности менеджеров проектов, введенные техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент» Росстандарта, которые приведены в таблице 2.

Менеджер проекта несет ответственность за все аспекты реализации проекта или подпроекта, являющегося частью более крупного проекта или программы. Поэтому оценка его компетентности должна быть всесторонней и включать в себя сведения, подтверждающие его профессиональное соответствие. Стандарты по оценке компетентности менеджеров проектов разработаны с целью:

  • удовлетворения потребности выбора компетентных менеджеров проектов в различных секторах промышленности;
  • повышения эффективности менеджмента проектов;
  • создания и оценки профессиональной компетенции специалистов и организации по реализации проектов.

Таким образом, применение национальных стандартов по проектному менеджменту обеспечивает организациям:

  • единое понимание правил и принципов управления проектами всех участников проектной деятельности;
  • распределение полномочий и ответственности основных участников проектной деятельности на различных этапах жизненного цикла проектов;
  • определение единых подходов, способов исполнения и управления проектами для всех участников проектной деятельности;
  • создание методической основы для обучения персонала, участвующего в проектной деятельности;
  • возможность применения пятиуровневой модели зрелости управления проектами [1].

Литература

  1. Харрингтон Дж., Макнеллис Т. Совершенство управления проектами / Пер. с англ. А.Л.Раскина; Под науч.ред. В.В.Брагина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - 232с.
  2. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во «Стандартинформ», 2012.
  3. ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании. - М.: Изд-во «Стандартинформ», 2005.- 29с.

Автор: д.т.н, проф. Бондаренко Евгений Александрович, к.т.н, проф. Исаев Владимир Александрович НовГУ, eugeny.bondarenko@novsu.ru, vladimir.isaev@novsu.ru

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.