Проблемные вопросы квалификации незаконных организации и проведения азартных игр

Введение в уголовный кодекс России ст. 171.2, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр, позволило значительно расширить возможности правоохранительных органов по борьбе с нелегальным игорным бизнесом. Не смотря на это, у работников правоохранительных органов продолжают возникать вопросы, связанные с реализацией их полномочий в области противодействия незаконным проявлениям предпринимательской деятельности данного вида [1, с. 4].

Наиболее распространенные на практике формы совершения рассматриваемого преступления: организация и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны и с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», например, игровые автоматы золото партии.

Организацией азартных игр следует признавать комплекс мероприятий, конечным результатом которых является создание условий для заключения основанных на риске соглашений о выигрыше с неопределенным кругом участников по установленным правилам. Проведение азартных игр - это осуществление действий по заключению и исполнению условий основанных на риске соглашений о выигрыше с неопределенным кругом участников по установленным правилам [2, с. 69].

Игровым оборудованием признаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. К таковым законодателем отнесены игровой стол и игровой автомат [3]. Игорной зоной считается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с Федеральным законодательством [3].

В настоящее время на территории России существует четыре игорных зоны -«Приморье» - в Приморском крае; «Сибирская монета» - в Алтайском крае; «Янтарная» - в Калининградской области; «Азов-сити» - в Краснодарском крае. В апреле 2014 года Президент России В.В. Путин внес на обсуждение в Государственную Думу РФ законопроект о создании на территории Республики Крым пятой игорной зоны [4].

Законодательной дефиниции «Интернет» не выработано. Однако, «Интернет» представляет собой разновидность информационно-телекоммуникационной сети, в связи с чем, законодатель излишне конкретизировал указанный вид сети в диспозиции ст. 171.2 УК РФ [5, с. 257].

При установлении признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ наибольшие сложности на практике вызывает установление принадлежности оборудования, с помощью которого проводились азартные игры, к игровому. С этой целью следователями назначаются и проводятся специальные исследования и экспертизы [1, с. 65].

Особую сложность при квалификации действий лиц по ст. 171.2 УК РФ вызывает установление размера дохода, полученного в результате незаконной игорной деятельности. Зачастую выяснить сумму полученной прибыли от противозаконного бизнеса проблематично в виду отсутствия финансовой документации, подтверждающей ведение нелегальных азартных игр, и ежедневным обнулением показаний счетчиков денежных средств, установленных в игровом оборудовании. В результате лица, фактически совершившие преступления, остаются безнаказанными и, в лучшем случае, привлекаются лишь к административной ответственности [6, с. 281].

Указанная выше проблема приводит к необходимости внесения изменений в диспозицию действующей ст. 171.2 УК РФ. Некоторые авторы предлагают исключить из диспозиции признак извлечения дохода в крупном размере [7]. Однако, данная мера приведет к излишней репрессивности ст. 171.2 УК РФ, поскольку меры государственного порицания будут применяться даже и в случае единичного факта организации или проведения азартных игр, вне зависимости от периода деятельности игорного заведения и размера полученного незаконного дохода, что вряд ли будет соответствовать тому уровню общественной опасности, за которое целесообразно привлечение к уголовной ответственности.

Снижение размера незаконного дохода, при извлечении которого возможно привлечение к уголовной ответственности, также не будет способствовать устранению сложностей правоприменения и приведет лишь к более изощренным способам конспирации незаконной игорной деятельности.

С целью решения данной проблемы рядом авторов предлагается включить в основной состав ст. 171.2 УК РФ в качестве альтернативного признака объективной стороны положений об административной преюдиции [8]. Данная мера позволит правоохранительным органам более эффективно противодействовать незаконному игорному бизнесу и приведет к усилению превентивной роли уголовного законодательства, вытекающей из осознания лицом, подвергнутым административному наказанию, возможности привлечения к уголовной ответственности за повторное совершение аналогичного деяния [6, с. 281].

Сложно согласиться с мнением авторов, предлагающих установление уголовной ответственности юридических лиц за совершение преступлений [9], в том числе за незаконные организацию и проведение азартных игр [10], поскольку действующий уголовный закон связывает ответственность со способностью лица, совершившего преступление, отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, каковой обладают лишь люди. Установление уголовной ответственности юридических лиц противоречит фундаментальным принципам личной и виновной ответственности, а также основным понятиям уголовного права [11, с. 204].

Таким образом, в настоящее время с целью активизации деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному игорному бизнесу, наряду с другими, необходимо предпринимать меры по совершенствованию действующего уголовного законодательства. Кроме того, повышенная опасность лудомании для здоровья населения заставляет задуматься о необходимости криминализации деяний, связанных с вовлечением в азартные игры [12, с. 32].

Список использованной литературы:

  1. Квалификация незаконной игорной деятельности: учебное пособие / А.А. Лихолетов, Е.Г. Кравец, С.Л. Никонович [и др.]; под ред. М.В. Кардашевской. -Тамбов - Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. - 87 с.
  2. Лихолетов А.А. Объективная сторона организации и проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны // Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012 : научно-методический журнал. - Волгоград : ВА МВД России, 2012. С. 67-72.
  3. Федеральный закон № 244-ФЗ от 29.12.2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/12151291/1/#100 (дата обращения 27.05.2014).
  4. Президент внес в Госдуму законопроект о создании в Крыму игорной зоны. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.rg.ru/2014/04/21/ kazino-anons.html (дата обращения 27.05.2014).
  5. Лихолетов А.А. Объективная сторона организации и проведения азартных игр с использованием информационно-телекомуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи // Актуальные проблемы предварительного расследования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28-29 ноября 2013 г. - Волгоград : ВА МВД России, 2013. - Т. 1. С. 254 - 262.
  6. Лихолетов А.А. Преступления в сфере игорного бизнеса: проблемы квалификации и совершенствования законодательства // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2013. № 2 (23). С. 280 - 284.
  7. См., напр.: Соловьев И.Н. Игорный бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121213/265762180.html (дата обращения 16.04.2014); Артеменко Н.В., Шимбарева Н.Г. Об эффективности уголовной ответственности за незаконный игорный бизнес // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1 - 2. С. 147.
  8. См., напр.: Лихолетов А.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия незаконному игорному бизнесу : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 20; Иванчин А.В. О совершенствовании уголовно-правовых и иноотраслевых средств борьбы с незаконной организацией азартных игр в России // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 43.
  9. См., напр.: Егорова Н. А. Уголовно-правовое воздействие в отношении юридических лиц (оценка одного законопроекта) // Научный вестник ВАГС. 2011. № 2. С. 61-65.
  10. См., напр.: Лихолетов А.А. Субъект преступлений, совершаемых в сфере игорного бизнеса: реальность и перспективы // Новое в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве: основные тенденции и перспективы совершенствования : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 45-летию со дня образования Волгоградской академии МВД России, Волгоград, 31 мая - 1 июня 2012 г. - Волгоград : ВА МВД России, 2013. С. 270-278.
  11. Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления. Учебное пособие. - М.: Юрлитинформ, 2009. С. 204. - 248 с.
  12. Лихолетов А.А. О вреде игромании для здоровья населения и общественной нравственности // Materialy X mezinarodni тёсКск) - prakticka konference «Veda a tecnologie: krok do budoucnosti - 2014». - Dil 13. Pravni vёdy. Historie.: Praha. Publishing House «Education and Science». С. 29 -32.

Автор: Д. В. Васильев, преподаватель Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Законодательство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.