Средством реализации главной цели развития Челябинска является ис-пользование его преимуществ и достижение конкурентоспособности муниципального образования, что позволит выгодно отличать его от других территорий и муниципальных образований.
Конкурентные преимущества города, которые должны быть задействованы в процессе социально-экономического развития:
- высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения;
- значительный научный потенциал в области фундаментальных и прикладных исследований;
- выгодное транспортно-географическое положение, которое определяет роль города как транзитного центра;
- наличие диверсифицированной экономики, при которой отдельные секторы имеют выраженные конкурентные преимущества (цветная, черная металлургия);
- развитая институциональная и производственная инфраструктура;
- развитая система городского хозяйства, коммунальной инфраструктуры;
- устойчивые правила хозяйствования и предсказуемое поведение местных органов власти, снижающие степень неопределенности экономического развития и уменьшающие транзакционные издержки;
- политическая и социальная стабильность в городе, что создает условия для снижения уровня политических рисков для бизнеса и инвесторов.
- Факторы, определяющие конкурентные возможности г. Челябинска, приведены в Прил. 1.
Конкурентоспособность города определяется его способностью реализовывать имеющийся потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.) для обеспечения высокого уровня жизни населения. Таким образом, конкурентоспособность города включает два основополагающих момента:
- необходимость достижения высокого уровня жизни населения;
- эффективность функционирования городского хозяйства.
Критериями конкурентоспособности города являются:
- удовлетворенность населения бюджетными услугами;
- удовлетворенность потребителей товарами и услугами в городе;
- эффективность деятельности хозяйственного комплекса города;
- положительный имидж города.
Конкурентные преимущества выявляются по отношению к другим городам, что позволяет им успешно позиционироваться на местном, региональном, национальном и мировом рынках.
Города достигают конкурентных преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом городе есть конкурирующие отрасли и предприятия.
Города и регионы конкурируют между собой за создание лучших социально-экономических условий для населения и бизнеса. Успешность конкуренции проявляется в росте численности населения и улучшении условий их проживания, более высоких темпах развития экономики, улучшении состояния инфраструктуры и окружающей среды.
С учетом имеющихся сопоставимых показателей, характеризующих со-стояние города, был проведен анализ потенциальных конкурентов Челябинска. При выборе учитывалось, что Челябинск входит в группу городов-«миллионников» России и является вторым по численности населения и экономическому потенциалу в Уральском федеральном округе.
Социально-экономические показатели отдельных городов России за 2003 год приведены в Прил. 2.
Анализ показал, что среди городов-«миллионников» (Екатеринбург, Уфа, Пермь), а также в сравнении с Челябинской областью и РФ Челябинск имеет преимущества в темпах роста промышленной продукции (его опережает только Екатеринбург). Выгодно отличают Челябинск на общероссийском фоне и в сравнении с другими городами показатели, непосредственно определяющие уровень жизни населения: среднемесячная заработная плата, уровень занятости, ввод в действие жилья. Имеющиеся и выявленные вновь конкурентные преимущества должны в дальнейшем реализоваться в полной мере. Для этого в Стратегии определены основные направления развития.