Один из эффективных методов обучения с помощью компьютера спортивным и другим дисциплинам в условиях ФГО Урал ГУФК (к решению проблемы самостоятельной работы студентов).

     Вопрос о создании электронных учебников и о дистанционном обучении (с использованием в числе прочего этих учебников) ставится далеко не впервые. Разработано и используется уже достаточно много подходов. Один из них был разработан, реализован и использован еще в 1999 году в Челябинском филиале ВЗФЭИ [1]. Программное обеспечение, позволяющее делать компьютер электронным учебником, описано [1] . Компьютер для использования должен быть оснащен средствами мультимедиа, в частности микрофоном (лучше внешним), звуковой колонкой и сканером (либо цифровым фотоаппаратом). Модель была опробована путем создания ряда лекций по разным дисциплинам, которые имели не только своеобразное содержание, но и изображения (текст, схемы, цветные картины, фото, пейзажи и т.д.). Этот инструментарий должен записывать любое звуковое сопровождение при формировании лекции и выдавать его по запросу обучающегося с любого указанного места текста. Возможно прослушивание и всей лекции в удобном для обучаемого, с точки зрения удобства для восприятия, темпе. Изображения органично вписываются в лекцию, но могут выдаваться и в виде приложений (по темам). Для детального изучения какого-либо изображения «листание» страниц может быть прекращено и обучаемый может тщательно изучать интересующее его изображение. Продолжение – при нажатии соответствующей клавиши. Возможен возврат к любой части лекции для ее тщательного восприятия и изучения. Действия обучающегося подобны предварительному просмотру оглавления книги, либо печатного учебного пособия. Для просмотра лекции, нахождения отдельных ее частей с помощью специальных клавиш обеспечивается «листание» текста от начала к концу лекции и наоборот.

В прежнем исполнении (при использовании OS MS DOS) применялся каталог, определенные строки которого соответствовали названиям лекций. В системе Microsoft отдельные лекции могут обозначаться характерными пиктограммами в экранном окне, облегчающими быстрое нахождение и вызов материала лекции.

Для работы с любой лекцией набор действий предполагает (помимо прочих средств) включение, либо выключение звука. Студенты, которым удобнее воспринимать только изображение на экране, могут работать только с ним, отключив на время, либо совсем звук. Звук регулируется от минимального (для одного сидящего за компьютером человека) до максимального, позволяющего использовать компьютер вместо лектора в большой аудитории. Таким образом в средней по размерам аудитории лекцию может с помощью компьютера вести лаборант.

Текст лекции может быть надиктован штатным преподавателем, если он обладает хорошей дикцией, выразительным чтением, т.е. если студенту удобнее и предпочтительнее слушать именно его. Но запись лекции может быть представлена любому человеку, обладающему по многим параметрам лучшими качествами при чтении текста. Однако при записи должен присутствовать и штатный лектор, который должен руководить темпом чтения и контролировать записанный текст. Сами студенты могут учавствовать в выборе, в чьем исполнении они хотят в дальнейшем слушать лекцию. Такой компьютерный учебник может оказать особую помощь тем студентам, которые по каким-либо уважительным причинам осуществили пропуск лекций.

Каждый набор страниц может быть использован при изучении многократно.

Почти два десятка лет назад у преподавателей была убежденность, во-первых, что за компьютером должны работать только специально обученные компьютерным специальностям люди, а во-вторых, что компьютер может быть использован не для всех дисциплин. Чтобы разубедить в этом пробная лекция в 1991 году была подготовлена для области, не входившей в набор использовавшихся экономических дисциплин. Чисто случайно она была отнесена к области спорта и посвящена методике прохождения сложных речных порогов. Настоящая постановка задачи делается для ФГО УралГУФК. Здесь области применения электронного учебника, имеющего демонстрационные возможности, поистине многообразны. Автору, имеющему диплом тренера по вольной борьбе, кажутся полезными и притягательными для электронной демонстрации такие разделы, как:

  • основные положения в спортивной борьбе;
  • основные действия в спортивной борьбе;
  • приемы борьбы в партере, защиты и контр-приемы от них (большинство приемов включает два рисунка, либо изображения по каждому приему);
  • Захваты руки на ключ и т.д.;

Полезной была бы текстовая информация по разминочным и общетренеровочным физическим урокам, информация по организации учебных схваток, описание проведения соревнований судейства и т.д. Такие спортивные дисциплины, как боевое самбо, вообще требуют изображения 5:6 действий при проведении каждого приема.

Много соображений можно было бы высказать в пользу электронных учебников по другим видам спорта.

Литература
1. Макарычев Борис Александрович К проблеме реализации дистанционного обучения: Построение электрон. лекций с использование ПЭВМ в режиме мультимедиа/Б.А. Макарычев, А.Б. Макарычев//Региональные особенности социально-экономических преобразований в переходной экономике: Сб. тез., дкл. конф. Челяб.фил. ВЗФЭИ/Под общ. ред. А.И.Абрамова, С.В. Тарасовой; Всерос.заоч.фин.-экон. Ин-т. Челяб. Фил. – Челябинск, 1999.-с.48-51.

Прокомментировать

Рубрика Безопасность

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.