НКО

Задача, которую решали авторы нескольких проектов, проведенных с помощью Президентского гранта 2007 года, состояла в том, чтобы попытаться осознать роль «третьего» сектора, некоммерческих общественных организаций в развитии российского общества на современном этапе, определить способы и успешность их взаимодействия с государством, бизнесом и населением. НКО в России имеют уже довольно длительную историю, прошли немалый путь, и сегодня настало время саморефлексии — НКО пытаются понять самих себя, определить свою роль в обществе, свои слабости и сильные стороны. Подобные исследования становятся каналом, через который НКО пытаются рассказать обществу о проблемах, барьерах, с которыми они сталкиваются.

Изучение НКО в социологии и политологии происходит в рамках разных научных направлений, при этом используются разные методологические подходы как к определению НКО, так и к способу их изучения. Одним из наиболее разработанных и широко известных в науке направлений является изучение НКО как одной из форм проявления гражданской активности, способа политического участия граждан. В рамках этого направления были созданы фундаментальные работы по политическому участию, основанные на национальных опросах населения.* В подобном подходе НКО определяются как относительно стабильные группы людей с какимито элементами формальной организации (хотя и не обязательно государственно зарегистрированные организации), объединенные общими интересами, задачами, желанием повлиять на других людей или организации (в том числе изучаются и политические партии, которые иногда выделяются в особую подкатегорию). Подобные исследования нацелены на изучение поведения и мнения населения страны в целом или наиболее активной части населения («активисты»). Исследования в этой области, проведенные в России в последние 20 лет, показали, что уровень участия граждан в формальных и неформальных группах и сообществах невысок, как и уровень доверия действующим общественным организациям и оценка эффективности такой формы участия в целом. На протяжении 90х годов исследователи предполагали, что подобная ситуация характерна лишь для общества, находящегося в переходном периоде, на пути к демократии, когда развитые формы гражданского общества только развиваются. Однако существенного увеличения участия в форме поддержи НКО не произошло и в последующие годы, что подтверждают крупные социологические исследования. Впрочем, подобная тенденция была отмечена учеными не только в России, но и в других развивающихся демократиях Европы.* Исследование населения в рамках проекта «Третий сектор России: оценка влиятельности» продолжает традицию подобных исследований. В нем делаются выводы, что сформированного общественного мнения о некоммерческом секторе, его роли и значимости в жизни общества на сегодняшний момент в России нет. Другим направлением изучения НКО является рассмотрение их как важнейших составляющих элементов гражданского общества, формы самоорганизации и самовыражения граждан. При таком подходе НКО обычно определяют как формальную или неформальную организацию людей, объединяющихся вместе для решения какой-либо задачи или проблемы (включая благотворительность, взаимопомощь и т.д.), независимо от других институтов в обществе (власти, социальных институтов и т.п.), но не обязательно преследующих политические цели (под такое определение подпадают, например, религиозные организации и группы). ** В русле той же традиции НКО изучаются как способ решения проблем или задач, стоящих перед людьми, то есть предметом исследования являются не НКО как таковые, а проблемы и задачи, которые пытаются решать люди, объединяясь в такие группы.

Так как исследования показали, что участие россиян в работе НКО невысокое, а доверие им и оценка эффективности их деятельности довольно низки, особенно важным и актуальным на данном этапе было бы обратиться к анализу внутренней структуры НКО, анализу НКО как социального института, их взаимодействия с другими общественными силами, определении внутренних и внешних барьеров для их более успешной деятельности. Именно такую задачу и поставили перед собой исследователи, работавшие в проектах в рамках Президентского гранта 2007 года. Особенностью данных проектов является то, что здесь и предметом, и объектом исследования выступают сами НКО. В таком случае НКО чаще всего определяются как формально зарегистрированные организации, отвечающие юридическим требованиям к определению «общественная организация», которые ставят своей целью неполитические общественно-значимые цели в самых разных проблемных областях (от благотворительности до международного сотрудничества и решения глобальных проблем). Основной задачей исследований при подобном подходе становится изучение основных функций, выполняемых НКО, их роли в обществе (как это было сделано в проекте «Третий сектор России: оценка влиятельности»), взаимоотношения НКО с другими общественными институтами (властью и бизнесом, что изучалось во всех описываемых проектах), а также населением*, что являлось фокусом проекта «Что граждане Карелии знают о местных НПО», но затрагивалось также и в других проектах, проблемах и барьерах, которые стоят на пути развития НКО (как в проекте «Третий сектор городских поселений Приволжской ФО: состояние и стратегия развития»). Все три исследовательских проекта носили комплексный характер в отношении объекта исследования — в них были включены и сами НКО, и представители власти и бизнеса, и население. Различия в географическом охвате описываемых проектов (в проекте «Третий сектор России: оценка влияния» изучение проводилось на общероссийском уровне, в проекте «Третий сектор городских поселений Приволжского ФО: состояние и стратегия развития» — на окружном уровне (14 городов), в исследовании «Граждане Карелии о местных НПО» анализ проводился на примере отдельных городов одной области) позволяли получить как общую картину на уровне всей страны, так и провести анализ взаимоотношения НКО с институциональной средой и населением на более конкретных примерах. Построение выборки для такой сложной генеральной совокупности как НКО (сложной как с точки зрения описания ее границ и составляющих элементов, так и с точки зрения перечня единиц отбора — его наличия, полноты, достоверности и доступности исследователям) само по себе является чрезвычайно интересной и важной методологической задачей, и обмен опытом между исследователями в этом плане мог бы послужить важным шагом в развитии методологии и улучшении качества исследований институциональных образований в России. Подход, который использовался в проекте «Третий сектор России: оценка влиятельности» — это изучение третьего сектора с точки зрения всех наиболее важных участников процесса — представителей самих некоммерческих организаций, представителей власти и бизнеса, а также опрос населения России и опрос экспертов. Главные вопросы, которые авторы ставили перед собой, — определение степени влиятельности некоммерческого сектора на общественные, социальные и политические процессы в обществе. Исследование позволило сделать вывод о том, что такое влияние в настоящее время существует, что некоммерческий сектор сформировался как социальный институт и признаками этого является регулярное взаимодействие НКО и органов власти и бизнеса, некоторое (хотя и небольшое) внимание властей к бизнесу, институционализация НКО. Авторы проекта определяют выявленный ими потенциал участия населения в НКО, как невысокий (14%). В проекте «Что граждане Карелии знают о местных НПО и что думают местные НПО об активности граждан» проводится анализ «гражданской коммуникации», взаимоотношения НКО и населения на примере нескольких городов Карелии. Выводы проекта состоят в том, что препятствием для развития гражданской активности является низкий уровень информированности граждан об НКО и об их деятельности, с одной стороны, и недооценка НПО гражданского потенциала, с другой. Вместе с тем, исследование показало, что между осведомленностью, активностью и обращаемостью нет жесткой связи. В отличие от общероссийских данных, полученных в рамках проекта «Третий сектор России: оценка влиятельности», уровень информированности об общественных организациях в изучаемых городах Карелии достаточно высок. Конечно, было бы очень важно знать за счет чего НКО Карелии смогли достичь таких результатов, которые не смогли получить НКО в других регионах, какие методы и формы работы с населением по его информированию использовались.

В проекте «Третий сектор городских поселений Приволжской ФО: состояние и стратегия развития» изучались проблемы и барьеры в деятельности ННО на примере 14 городов Приволжского ФО. Такими барьерами, по выводам авторов проекта, выступают отсутствие у НКО необходимых средств, разобщенность, взаимоотношения с органами МСУ, отсутствие критического осмысления чиновниками негативных тенденций и барьеров, которые стоят перед НКО, невысокая квалификация сотрудников НКО.

Для изучения НКО в жизни российского общества, перспектив и барьеров развития НКО, было бы чрезвычайно важно в дальнейшем включать комплексный анализ всех участников процесса взаимодействия не только на этапе сбора информации, но и на этапе ее анализа. На сегодняшний день каждый из участников процесса взаимодействия анализируется отдельно, и иногда фиксируются лишь различия и противоречия во мнениях этих групп, но комплексного анализа функциональных, институциональных и личностных составляющих этого взаимодействия пока не сделано. Важным направлением будущих исследований могло бы стать изучение НКО не только как социального института в целом, но проводить анализ по отдельных видам НКО. Предыдущие работы показали, что успешность НКО в решении поставленных задач и построении взаимоотношений с другими институтами, тесно связана с внутренней организационной структурой НКО, способами и времени образования, типу затрагиваемых вопросов и проблем (вопросы экологии, прав человека, благотворительность и т.п.). В настоящее время во всех осуществленных проектах был сделан вывод о том, что население чувствует скорее отчуждение, а не близость с НКО. Это глобальное препятствие для развития данной формы общественной самоорганизации предлагается решать более широким информированием граждан о деятельности НКО. На мой взгляд, эта мера вряд ли будет достаточной и эффективной, если не пересмотреть сам подход к взаимодействию НКО и населения. В настоящий момент авторы проектов основываются на модели, когда население рассматривается как реципиент какой-либо помощи со стороны НКО или их усилий по мобилизации на решение определенных задач, а не как равноправный участник, или более того, организатор работы НКО. Более глубокий анализ задач, которые ставят перед собой НКО, мог бы дать ответ на вопрос, какое место в общественной жизни России сами НКО стремятся занять, а, судя по результатам проделанных работ, место это зачастую связано со стремлением НКО занять место органов социальной защиты, а не стать организатором общественной взаимопомощи и самоорганизации. В таком случае может стать и более понятным выявленное в ходе исследования «Что граждане Карелии знают о местных НПО» потребительское отношение населения к НКО. Как это часто бывает в исследовательской практике, новые результаты порождают новые вопросы и ставят перед исследователем новые задачи. В этом смысле данные работы, я надеюсь, послужат серьезным стимулом и двигателем для дальнейшего развития этой столь важной для российского общества темы.

Анна Владимировна. Андреенкова кандидат политических наук заместитель директора. Института, сравнительных социальных исследований

Прокомментировать

Рубрика Общество

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.