Развитие музыкальной индустрии в России в условиях цифровой экономики

Цифровая инновационная промышленность поменяла музыкальный рынок. Проблема развития музыкальной индустрии в цифровом мире очень актуальна. На сегодняшний день, чтобы записать песню или альбом, не обязательно иметь дорогостоящее музыкальное оборудование. Для примера, чтобы саксофон купить исполнителю поднадобится от 20 до 40 тысяч рублей.  Как следствие, у артистов исключается потребность прибегать к популярным звукозаписывающим студиям. Также существует отличие российского музыкального рынка от западного рынка, потому что имеют место быть разные тенденции на цифровой площадке. Далее нами будут рассмотрены эти отличия.

Сокращение издержек и рисков при разработке цифровой информации дозволяет повредить прошлые барьеры для вхождения на музыкальный рынок, что содействует формированию высокой конкурентной среды и возникновению новых творческих работ. Однако совместно с этим, продукт, по сути, уходит от её изготовителей в цифровую сферу, в которой они все без исключения не могут осуществлять контроль её продвижения, а прибыль в сфере уменьшилась.

Во-первых, для начала исследуем ситуацию на рынке Соединенных Штатов Америки. Для выживания в музыкальной промышленности компании звукозаписи обязаны приспосабливаться к свежим условиям цифрового пространства. Но взамен помощи конкуренции в промышленности правительство США проводит функциональную внутреннюю и внешнюю политику, нацеленную на сбережение образовавшегося «статуса кво».

Например, Белый дом в 2010 году принял Общий стратегический план по защите интеллектуальной собственности, он больше был направлен на борьбу с контрафактом, чем на защиту интеллектуальной собственности, также авторского права.

Профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни считает, что отход от неоклассических подходов США в торговле на международном уровне может быть преждевременным. Приверженцы ужесточения регулировки режима авторского права аргументируют собственную сделку тем, собственно, что эти воздействия станут содействовать финансовому подъему, созданию свежих трудящихся пространств и подъему прибылей в творческих секторах экономики. Но приверженцы авторских прав нередко упускают из облика то, каким образом усиление регулировки режима авторского права скажется на иных секторах экономики.

Но следует отметить, что в США цифровой рынок достаточно развит, особенно в музыкальной сфере, потому что это очень хороший старт для молодых артистов, музыка распространяется с помощью тематических сервисов, пользователи покупают подписку, допустим, на месяц и свободно слушают любимые и новые композиции. Также хочется отметить такой факт, по последним подсчетам рынок пластинок и дисков превзошел продажи цифрового контента, это говорит о том, что люди в США стали больше отдавать предпочтение физическим носителям, а не цифровым, но пока рано об этом судить в больших масштабах.

Во-вторых, рассмотрим, что же происходит на российском рынке. В России есть четыре общества по коллективному управлению правами — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Российский союз правообладателей (РСП) и некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). Эта система уже изжила себя. Если рассматривать эту систему, то надо понимать, что появляются новые тенденции, которые происходят в мире,— переход к цифровой экономике, переход к новой социальной формации, к информационному социуму, социуму познаний. А, например, РАО не меняется и начинает потихоньку переставать существовать.

Также, например, существует система организаций коллективного управления правами (ОКУП) – это своеобразные посредники между авторами произведений и слушателями, пользователями. Раньше роль посредника была очень серьезной, одной из важных, но сегодня, с приходом цифрового пространства этот институт стал непригодным.

ОКУП должен был на это отреагировать, что-то поменять, но такого не случилось, что вызвало дальнейшую непригодность.

Так как произошел переход к иным отношениям, которые связаны с интеллектуальной собственностью, авторы могут позволить себе сократить издержки и риски, а это возможно только с помощью новых технологий.

В результате проведенного исследования целесообразно сделать вывод о том, что рынок цифрового пространства небольшой, что касается физических носителей, то их почти не существует, а самое главное, не произошло замены. Музыка, которая есть на российских площадках в интернете, слабо монетизируется. Если сравнивать с США, то там существует, например, такой сервер, как Spotify. Там все просто, пользователь платит определенную сумму за месяц и слушает все, что захочет, у нас есть аналоги такие как, Яндекс Музыка и т.д., но они не так развиты в плане принесения прибыли музыкантам, как в США. Из этого можно делать вывод, что люди столько не потребляют материала, чтобы он начал монетизироваться.

По нашему мнению, целесообразно выделить следующие сложности, стоящие перед цифровым рынком в России, а именно, такие как ментальность нашей страны, это элементарно сказывается то, что в сравнении с западом у нас не так массово и целенаправленно появилась возможность создавать свои серверы для продаж. Там именно работают с артистом, делают все, чтобы продвигать его именно на цифровых площадках, мы пока что уступаем в этом, поэтому причина слабой монетизации – это недостаточный подход к цифровому миру. Решением данной проблемы, по нашему мнению, может выступать глубокое изучение тенденций, которые происходят в цифровой сфере.

Список использованных источников:

1. Музыкальная индустрия 2.0: технологии трансформируют правила [Электронный ресурс] // IQ.hse.ru. – 2013. – 23 января. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177670975.html

Автор: Алексеева Полина Игоревна, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, программа «Менеджмент качества и конкурентоспособности» e-mail: realmellowg@gmail.com

Прокомментировать

Рубрика Музыка

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.