Индивидуальный комплексный подход к развитию творческих способностей обучающихся через занятия декоративно-прикладным творчеством

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из человеческих потребностей – потребности в самореализации.

В обществе растет востребованность в творчески мыслящих людях, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладного творчества. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение, а так же позволяющее игрушки ручной работы купить сторонним людям.

Продукт декоративно-прикладной деятельности, например, игрушки ручной работы, ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой стремится ребенок в процессе своей творческой деятельности. Степень оригинальности определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображением ребенка. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на занятиях декоративно-прикладного творчества независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или предлагает выбрать ему самому.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, по моему мнению, лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности.

Целью моей педагогической деятельностью является развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся на занятиях декоративно-прикладного творчества, например, на уроках изготовления игрушек ручной работы. От способности обучающегося к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, и в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым такие занятия с установкой на созидание подготавливают обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить детей к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развивать навыки созидания, самореализации.

В ходе своей работы на занятиях я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие внутренней мотивации к деятельности, или обучающийся работает по шаблону, т.е. ребенок несамостоятелен.

Развитие у обучающихся такого качества как самостоятельность очень трудоемкий, требующий определенного времени, процесс. Ведь для того чтобы обучающийся стал самостоятелен, первоначально у него надо развить такое качество как активность. Для этого педагог должен уметь мотивировать учащихся через включение их в разнообразные виды деятельности, позволяющие им стать активными. Также, с целью развития у обучающихся активности, педагог должен уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

К примеру, при подготовке к занятиям менее активным обучающимся можно дать задание (например: найти определение термину), а затем во время проведения занятия организовать «Справочный стол». Обучающий почувствует свою значимость на занятии, испытает «чувство успеха», и это будет хорошим первоначальным толчком для повышения активности на занятии. На занятиях детского объединения «Сувенир» на первом году обучения я часто задаю задание: подготовить номер-фокус. Обучающийся вначале его демонстрирует, а потом объясняет другим, как его выполнить. Это задание – всегда выигрышный вариант. У обучающихся развивается не только активность, но и коммуникативность. Он учится в последовательности демонстрировать трудовые приемы и грамотно, согласно заданию, излагать свои мысли, общаться со сверстниками.

Важная роль в развитии индивидуальных творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. Обучающийся не способен сразу выполнять объемные и сложные работы без первоначальных трудовых навыков. Поэтому свою педагогическую деятельность я строю на следующих принципах: от простого к сложному, применяю принцип наглядности, доступности, индивидуализации, связь обучения с жизнью.

Применяя принцип «от простого к сложному», хочется привести следующий пример из своей педагогической деятельности. Многие дети, когда впервые берут в руки иглу и нитки, сталкиваются с такими проблемами как: какую выбрать длину нитки, как завязать узелок, как закрепить нитку в конце строчки. И чтобы эти «большие» для них проблемы не переросли в высказывания: « А я не могу…», «У меня не получается…», на занятиях детского объединения «Миг» я стала практиковать занятия изонитью. Кстати, изонитью нравится заниматься не только девочкам, но и мальчикам.

Заполняя угол или окружность, а это первоначальные этапы по изучению техники «изонить», дети не только с интересом занимаются этим видом декоративно-прикладного творчества, но и упражняются по вдеванию нитки в иглу, завязыванию узелка, становятся почти мастерами по закреплению нитки в конце строчки. Также знакомятся с таким отделочным материалом как бисер, учатся правильно подбирать номера ниток к соответствующей игле. Как правило, первая игрушка, которую изготавливают дети, плоская на основе ватмана. Но и она уже может быть оформлена изонитью.

Первоначальным этапом к пошиву является создание эскиза будущей игрушки. Не все дети могут хорошо рисовать. Применяя принцип доступности, я предлагаю обучающимся рисование заменить аппликацией. Практически всем детям нравится заниматься этим видом декоративно-прикладного творчества. Создание эскиза с помощью аппликации и вырезание основных деталей из цветной бумаги по заранее подготовленным шаблонам приводит к ситуации успеха на занятии.

При отгадывании загадки о будущей пошиваемой игрушке у каждого ребенка создается свой образ задаваемого предмета. У обучающихся повышается мотивация, а педагог подготавливает почву к применению принципа наглядности. Детям предлагается рассмотреть этот предмет в виде образца. Образ конкретизируется. Затем предлагается рассмотреть несколько образцов, которые отличаются друг от друга оформлением. Так у детей поэтапно начинает «крутиться колесо воображения». Они начинают говорить: « А я сделал бы так то…», «А я добавила бы то-то…».

Ярким примером из своей педагогической деятельности по применению принципа «связь обучения с жизнью», по моему мнению, являются занятия по пришиванию разнообразных пуговиц. Вначале обучающиеся на занятии учатся пришивать пуговицы согласно требованиям и с соблюдением техники безопасности. Потом им предлагается продемонстрировать свои умения и навыки в домашних условиях.

Как руководитель детских объединений я знаю, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, для каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию, другой успеет сделать дветри работы. В этом специфика личностно-ориентированного обучения. С самого начала надо приучать обучающихся к самостоятельной работе.

Доказательством успешного применения личностно-ориентированного обучения считаю результативное участие обучающихся в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Применяя индивидуально-комплексный подход к развитию творческих способностей обучающихся, в своей педагогической деятельности также использую педагогику сотрудничества, здоровьесберегающие и игровые технологии.

Технология обучение в сотрудничестве способна решать разные задачи обучения, но совокупность личностно-ориентированных методик и технологий с чётким определением дидактической роли каждого позволяет добиваться более высоких результатов. Применяя технологию обучения в сотрудничестве, надо все время иметь в виду, что применять ее следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

Применение технологии обучение в сотрудничестве и индивидуальное сопровождение ребенка позволило выйти на новый качественный уровень обучения. Вот уже II-ой год обучающиеся детских объединений «Сувенир» и «Миг» проводят мастер-классы, где они не только демонстрируют свои знания и умения, но и учатся взаимодействовать с разновозрастной аудиторией, в т.ч. и с родителями. Также по итогам учебного года организуются индивидуальные выставки творческих работ обучающихся. Так, в 2011-2012 учебном году было организовано две индивидуальные выставки обучающимися детского объединения «Миг» («Иришкин уголок», «В гостях у Артема»). Обучающаяся детского объединения «Сувенир» провела экскурсию по этим выставкам.

Применение на занятиях здоровьесберегающих и игровых технологий способствуют снижению утомляемости обучающихся и созданию благоприятного психологического климата.

В своей педагогической деятельности при применении этих технологий совершаю смену деятельности обучающихся через каждые 20 минут; это: применение игр, включение физминуток, включаю обучающихся в групповую или парную работу, применяю видеоматериалы, свободную беседу, поисковую работу.

В своей педагогической практике при организации образовательного процесса применяю различные методы: по характеру восприятия учебного материала (словесные, наглядные, практические); по принципу, основанному на особенностях поисковой деятельности обучающихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический).

Считаю, что применение индивидуально-комплексного подхода к развитию творческих способностей обучающихся через занятия декоративно-прикладным творчеством невозможно без организации таких форм образовательного процесса как: занятие-фантазия, занятие-путешествие, экскурсия, беседы, выставки, творческие отчеты. С целью повышения познавательной, коммуникативной и результативной мотиваций, заинтересованного, творческого отношения к предмету на занятиях применяю музыкальное сопровождение, презентации, видеофильмы по тематике занятия, элементы театрализации.

С целью определения уровня результатов качества образования обучающихся в детских объединениях провожу контрольные мероприятия в рамках вводной, промежуточной и итоговой аттестации. Аттестации подлежат обучающиеся всех детских объединений.

Форму аттестации, критерии оценивания определяет педагог дополнительного образования с учетом контингента учебных групп, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Степень выраженности критерия оценивается по 5-балльной системе.

Результаты заносятся в протокол ЗУН, в сводную ведомость и доводятся до обучающихся и их родителей. Аттестация осуществляется в форме творческих отчетов, концертов, защиты индивидуальных проектов, индивидуальных работ обучающихся, тестирования, наблюдения за работой обучающихся.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности положительную динамику уровня усвоения образовательных программ «Мягкая игрушка», «Подарки и сувениры своими руками», «Самоделки из бумаги»; стабильную динамику – «Росток», «Творчество без границ» (для детей с ограниченными возможностями здоровья), «Кусудама» ( в рамках подготовки детей к школе).

Применение личностно-ориентированного обучения и педагогики сотрудничества невозможно без проведение обучающимися самоанализа и самооценки своей деятельности. Применение на занятиях само- и взаимоконтроля помогает сформировать у обучающихся не только умения словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или результатами предыдущей работы, но и дает представление о конкретных умениях и навыках.

С целью качественной оценки образовательных, творческих и интеллектуальных достижений, публичной демонстрации успехов обучающихся, в детских объединениях ежегодно подводятся итоги образовательной деятельности. Среди обучающихся выявляются победители в различных номинациях.

Также обучающиеся могут быть награждены дипломами, грамотами, благодарственными письмами и памятными подарками (за личные достижения и успехи в обучении).

Выпускники-победители конкурсов различного уровня, прошедшие полный курс обучения по программам дополнительного образования детей, являются кандидатами на защиту творческого проекта и получение Сертификата. Выбор формы защиты осуществляется обучающимися самостоятельно (презентация творческих достижений, индивидуальная выставка, мастер-класс и т.д.).

Доказательством успешного применения личностно-ориентированного обучения считаю результативное участие обучающихся при защите своих творческих достижений по окончанию курса обучения по образовательным программам «Мягкая игрушка», «Подарки и сувениры своими руками», ежегодное стабильное количество победителей в номинациях за учебный год («Золотые ручки», «Мастер Золотые ручки», «Авторство).

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни изготавливают сложные и интересные композиции, другие выбирают простой путь и примитивно его решают, третьи изготавливать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей, и каждый ребенок в отдельности нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

В профессиональной деятельности использую методику доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой. При общении с обучающимися применяю позицию Н. Е. Щурковой:

  • уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, физических и психических особенностей;
  • опора на личные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко – о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как умеет делать это Ш. А. Амонашвили;
  • общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, – не означает плохой.

Искусству принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку оно обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существенную роль в процессе организации социальных отношений.

Одним из важных направлений в моей педагогической деятельности в минувшем году 2011-2012 учебном году стало индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Двое обучающихся прошли обучение по программе художественно-эстетической направленности «Творчество без границ». Они не только прилежно лепили из соленого теста, изучали технику оригами и квиллинг, но и участвовали в различных мероприятиях и конкурсах: институциональном конкурсе чтецов «Из пламя и света рожденное слово…» (II мест – 1), муниципальном этапе окружного конкурса детских творческих работ «Осторожно, огонь!», III районном конкурсе юных талантов России «Новые имена».

Применяя индивидуально-комплексный подход при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, создавались такие условия, чтобы у ребенка в процессе творческой деятельности усиливалось ощущение собственной личностной ценности, активно строились социальные контакты, возникало чувство внутреннего контроля и порядка. В будущем это может послужить хорошим фундаментом для формирования профессиональных навыков и дальнейшей социализации в обществе.

Результативное применение индивидуально-комплексного подхода к развитию творческих способностей обучающихся невозможно без внеурочной деятельности по предмету. Поэтому свою педагогическую деятельность я строю в тесном сотрудничестве с родительской общественностью.

При взаимодействии с родителями стараюсь установить заинтересованный диалог, перерастающий в активную помощь при подготовке обучающихся к конкурсам. Провожу родительские собрания, индивидуальные встречи, консультации. Активно вовлекаю родителей в организацию выставок (выставка творческих работ обучающихся «Наши первые игрушки», «Наш суровый край»), прессконференций (прессконференция «Дарящие свет), во внеклассные мероприятия и мастерклассы (внеклассное мероприятие «День рождения игрушки», отчетный концерт «Голоса РИТМа», выставка творческих работ «Ярмарка талантов»), акции (акция «Добровольцы – детям!»).

Индивидуально-комплексный подход к развитию творческих способностей обучающихся через занятия декоративно-прикладным творчеством является приоритетным в моей педагогической деятельности. При отборе содержания, методов и форм занятий с детскими объединениями учитываются индивидуальные способности, интересы и психологические особенности обучающихся. Что позволяет развить такие ключевые компетенции у обучающихся, как коммуникативность, активность и самостоятельность. Система занятий способствует развитию умения обучающимися оригинально мыслить, учит предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своем творчестве, не бояться нового и неожиданного.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=1854
  2. http://festival.1september.ru/articles/572785/
  3. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00140031_0.html
  4. http://rusedu.org/forum/index.php?showtopic=595#entry3159
  5. http://rusedu.org/forum/index.php?showtopic=595
  6. https://feedback.discoverbing.com/default.aspx?locale=ru- `
  7. http://shkolastarkova.edusite.ru/p55aa1.html
  8. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465835
  9. http://selezneva-lichnost.ru/samoobrazovanie/formirovanie-obraza-zhizni-dostoynoy-cheloveka.html
  10. http://www.myshared.ru/slide/227535/
  11. http://xreferat.ru/71/6491-1-razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-u-uchashihsya-na-kruzhkovyh-zanyatiyah-po-vyshivke.html
  12. http://pedagog2010.lokos.net/article/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-na-uroke-tekhnologii
  13. http://referatz.ru/works/81795/
  14. http://referatz.ru/works/122899/
  15. http://neobionika.ru/prikladnoe.html
  16. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465262
  17. http://kontrolnaja.ru/dir/psychology/108222
  18. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467564
  19. http://www.bestreferat.ru/referat-136104.html
  20. http://www.za4et.net.ru/referat/tqqvnm
  21. http://www.referat.wwww4.com/view-text-291680
  22. http://www.technology-45.pro/
  23. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2bd68b4c53 b89421316d37_0.html
  24. http://xreferat.ru/71/7135-2-razvitie-navykov-kistevoiy-rospisi-u-mladshih-shkol-nikov-na-primere-hohlomy.html
  25. http://xreferat.ru/71/6765-1-metodika-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-v-uchrezhdenii-dopolnitel-nogo-obrazovaniya.html
  26. http://www.kazedu.kz/referat/195187

Автор: Викторова Светлана Львовна, МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ» п. Пангоды, педагог дополнительного образования, ЯНАО

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.