Мордовские родильные обряды Челябинской области

Мордовские крестьянские семьи Челябинской области до революции обычно были многодетными. Более того, бездетность считалась позором и несчастьем. Поэтому свадьба сопровождалась карпогоническими обрядами: обсыпанием молодых хмелем, сажанием ребенка на колени невесты и др. Учитывая большое количество разных требований к свадьбам и проведению свадеб - организацией этой работы занимался  свадебный декоратор.

Многие родильные обряды мордвы связаны были с дохристианскими религиозными верованиями. Покровительницам воды и леса наряду с другими функциями приписывали способность влиять на деторождение. Существовало поверье, что они могут украсть новорожденных и даже еще не родившихся детей, поэтому им приносили дары. В случае бесплодия женщины обращались за помощью к покровительницам воды, леса, а также к умершим предкам. [Гумбейский, 2008 г.].

Особым почтением у мордовских женщин пользовались бабушки-повитухи, которым приписывали способность, как прекращать деторождение, так и вылечивать от бесплодия. А.Д. Анчина говорит об этом следующее: «Мать говорила, что в прежние времена, когда женщина была бесплодной, она шла к знахарке, ну, повитухе. Она заговор делала». [ Чесма, 2008г.].

Роды обычно происходили в бане. Если случалось, что женщина рожала в другом месте, то ее ребенка обязательно мыли в бане, как бы воспроизводя этим необходимый ритуал родов. При трудных родах «помогала» повитуха, используя различные магические приемы: развязывала на одежде роженицы все узлы, вынимала у нее серьги, распускала волосы. Применялись и методы народной медицины, например, вызывались рвотные судороги: роженицу поили мыльной водой, машинным или деревянным маслом, сырыми яйцами.

По поводу рождения ребенка устраивали специальное моление, такое же, как и в Мордовии - мокш. кшинь озондома, эрз. салмань ознома [Южный, 2007г.]. Большое значение придавалось крещению младенца. В связи с крестинами устраивалось угощение родственникам родителей новорожденного; каждый из них приносил с собой хлеб, пиво, кашу и масло. В доме новорожденного также варили пиво (поза) и кашу. Иногда такие угощения устраивались только по поводу рождения первенца. Роженица должна была сделать подарки свекру, свекрови, куму, куме, а также другим родственникам мужа. Пока ребенку не исполнилось 6 недель, подоконники и порог засыпали золой. Это делалось для того, чтобы через окна и двери не проникала «нечистая сила». Как защиту от нее использовали и ножницы, которыми новорожденному отрезали пуповину; их клали ему под голову [Южный, 2007 г.].

Для предотвращения гибели слабых детей обращались к знахаркам, приносили разные дары покровительницам леса и воды (вплоть до начала ХХ века). Прибегали и к различным магическим приемам, давали ребенку имя одного из родителей или даже первого встречного. Иногда, если предыдущие дети в семье умирали, первого встречного брали и в крестные, больного ребенка «продавали» прохожему или нищему и т. д. Этим хотели ввести в заблуждение нечистую силу.

Родильные обряды у мордвы-мокши и эрзи были в основном одинаковыми, различались лишь в незначительных деталях (магические приемы, предпочтения покровительниц леса и воды). Почти полное отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводило к тому, что мордовским женщинам приходилось обращаться к знахаркам, ворожеям, повитухам.

Социально-экономические и культурные преобразования в жизни мордвы Челябинской области коренным образом изменили и ее обрядность, связанную с рождением детей.

Наибольшим изменениям за годы советской власти подверглись обряды, связанные с родами. Сразу же после революции была развернута борьба с инфекционными и социально-бытовыми заболеваниями. Были построены новые больницы, поликлиники, санитарно-профилактические учреждения. Число их из года в год увеличивается. В настоящее время в каждом районе области есть больница или медицинский пункт, при которых имеются свои родильные отделения. Акушерки, работающие в этих медицинских пунктах, проводят профилактическую работу с беременными женщинами, а новорожденные находятся под постоянным наблюдением патронажных сестер. Достигнутые за ХХ век успехи в деле охраны материнства и детства сделали беспочвенными многие родильные и магические обряды, связанные с мистическими представлениями о сверхъестественных покровителях роженицы и ребенка и бытовавшие у мордвы еще в конце XIX - начале XX в.

В сельской местности до настоящего времени сохраняются лишь некоторые традиционные родильные обряды. Так, сохраняется обычай топить баню и мыть роженицу и ребенка после того, как они возвращаются домой из роддома. Их приходят навестить родственники, которые приносят с собой кашу, пироги и другую снедь. По поводу рождения ребенка устраивается угощение. Иногда женщины соблюдают обычай делать подарки после рождения ребенка (особенно первенца) свекру, свекрови и другим родственникам мужа. Все больше распространяется обычай крещения новорожденных (однако это чаще всего дань моде, а не столько действия в силу религиозного убеждения).

Как показало этносоциологическое обследование 2007 - 2009 гг., сельская и городская мордва имеет далеко не одинаковое представление о родильных обрядах. Лучше они известны сельским жителям. Горожан, показавших, что они хорошо знают родильные обряды или имеют о них ясное представление, более чем вдвое меньше.

На вопрос о том, как следует отмечать рождение ребенка, многие сельские жители предпочли соблюдение традиционно-народного обряда. Среди городских жителей наблюдается тенденция к соблюдению современного гражданского обряда и даже полному отказу от традиционного ритуала.

Работа по созданию новой гражданской обрядности, в том числе и связанной с рождением ребенка, была начата еще при советской власти. Во многих городах стала традиционной торжественная регистрация новорожденных, в которой, как правило, принимают участие товарищи родителей по работе.

Коренным образом, изменилась и обрядность, связанная с рождением детей. В сельской местности до настоящего времени сохраняются лишь некоторые традиционные родильные обряды: обычай топить баню и мыть роженицу и ребенка после того, как они возвращаются домой из роддома; их приходят навестить родственники, которые приносят с собой кашу, пироги и другую снедь; по поводу рождения ребенка устраивается угощение. Вместе с тем даже сохранившиеся обряды утрачивают содержательную, существенную часть, превращаясь в рудиментарную, малопонятную самим носителям традиции, ритуализованную форму.

Автор: Трофимова О.Ю. Аспирант, кафедры новейшей истории народов России, Мордовского государственного университета

Прокомментировать

Рубрика Общество

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.