Возникновение дорожных карт берет свое начало с развития технологий. Впервые в публикациях слова «картирование» (roadmapping) в «дорожная карта» (roadmap) шли в сочетании со словом «технология» (technology): «технологическое картирование» (technology roadmapping) и «технологическая дорожная карта» (technology roadmap).
Одним из первых применений технологического картирования (в 1970-х годах) было упомянуто в статье «Процесс технологического картирования в компании Motorola» [1, c.15]. Руководитель компании в то время Р. Гэлвин, дает такое определение [2, c.106]: Дорожная карта - это широкий взгляд на будущее выбранной области исследований, сформированный на основе коллективного знания и представления наиболее заметных драйверов изменений.
Авторы исследования «Основы технологического картирования» [3, c.17] следующим образом определяют процесс технологического картирования, картирование склада и технологическую дорожную карту:
Технологическая дорожная карта - это термин для плана такого типа, который разработан с использованием методологии технологического картографирования.
Технологическое картографирование - это процесс планирования, ориентированный на спрос, который помогает выявлять, выбирать и разрабатывать технологические альтернативы для удовлетворения потребностей определенных продуктов. [4, c.20]
Дорожные карты помогают построить маршрут для развития деятельности и реализовать ее в будущем. Этот тип документа помогает привлекать внимание и уделять должное внимание долгосрочному планированию, а также делает акцент на инновациях и новых технологиях. Целью разработки дорожной карты является представление способа разработки объекта с учетом возможных вариантов достижения желаемого результата. Приведем примеры условий, когда разработка дорожной карты является обоснованной необходимостью:
- Произошли существенные изменения в сфере деятельности компании.
- Предприятие теряет долю рынка в связи с бурным ростом конкуренции в отрасли.
- Компания имеет видение конкурентного развития, но не может грамотно оформить стратегический план [5, c.23].
Основные составляющие дорожной карты:
- Цель проекта; Перечень необходимых мероприятий;
- Основные требования к работе; Интервалы времени, необходимые на выполнение конкретного мероприятия;
- Контрольные точки на каждом этапе проекта;
- Возможные варианты реализации проекта.
Следует отметить, что существует несколько типов дорожных карт. Все они содержат некоторые общие элементы, но разрабатываются для различных целей и задач.
- Дорожная карта в промышленности;
- Научная и технологическая;
- Продуктовая;
- Программная.
Деление дорожных карт на типы условное, т. к. реализация любого крупного проекта затрагивает различные сферы функционирования предприятия. При этом, может строиться несколько карт: стратегические, тактические и операционные, рассчитанные на разные плановые периода.
В качестве примера можно привести разработанную дорожную карту развития предприятия АО «Светлана-полупроводники», для построения которой были проведены исследования и получены результаты по следующим пунктам:
- Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль предприятия;
- PESTEL-анализ предприятия;
- Анализ хозяйственной деятельности;
- SWOT-анализ и матрица;
- Основные конкуренты;
- Сравнительный анализ конкурентов;
- Прогнозные показатели;
- Дорожная карта «Дорога перемен».
Каждое направление развития в рамках выполненной дорожной карты было сопровождено экономическими расчетами и прогнозами.
Процесс разработки дорожной карты - сложное и дорогостоящее мероприятие. Чтобы оптимизировать деятельность любого крупного объекта, необходимо создать рабочую группу, в которую войдут специалисты из различных отраслей промышленности, науки и т. д. Для создания эффективного алгоритма развития необходимо детальное изучение процессов, которые происходили на объекте до настоящего времени.
Список использованных источников:
- Willyard, C.H., McClees, C.W. Motorola's technology roadmap process // Research Management. — Sept.-Oct. — 1987. — Pp. 13-19.
- Tugrul U. Daim, Terry Oliver. Implementing technology roadmap process in the energy services sector: A case study of a government agency // Technological Forecasting & Social Change. — 2008. — Pp. 687-720.
- Thomas A. Kappel, Perspectives on roadmaps: how organizations talk about the future, The Journal of Product Innovation Management, 2009. pp. 39-50. 353
- Долматова И. А., Миллер Д. Э., Ходакова Е. Е. Дорожная карта как элемент повышения качества услуг в общественном питании // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 74-77.
Авторы: Филатова Ксения Константиновна, Моисеенко Сергей Александрович, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, программа «Инновационный менеджмент», Email:gmu-22-95@mail.ru; brandmaster.kf@gmail.com