Кризисы взрослого периода у женщин

Взрослый период является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным периодом развития человека. Несмотря на актуальность его изучения, исследований, касающихся специфики развития взрослого, в настоящее время все еще недостаточно. В статье освещены теоретические взгляды на проблему развития личности в период взрослости. Раскрыто понятие «зрелый возраст» и дана характеристика развития личности в зрелом возрасте. Охарактеризованы подходы к определению кризиса развития и его специфика в зрелом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования видов кризисов, переживаемых личностью в различные периоды взрослости.

Взрослый период является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным периодом развития человека. Несмотря на актуальность его изучения, исследований, касающихся специфики развития взрослого, в настоящее время все еще недостаточно.

Впервые исследования, посвященные развитию во взрослом периоде, проводились в психологической школе Б.Г. Ананьева и были связаны в основном с изучением динамики развития психофизиологических функций взрослого (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. ГрищенкоРозе, Л.Н. Кулешова и др.). Многие результаты исследований были опубликованы в женском журнале В русле этой же психологической школы, вслед за С.Л. Рубинштейном, было рассмотрено понятие жизненного пути как истории человека, тесно связанной с историей его времени и определены основные особенности развития личности в процессе жизненного пути. Другое наиболее развитое направление в области психологии взрослых это акмеологическое изучение субъекта деятельности (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, Л.А. Головей, А.А. Деркач, Л.А. Рудкевич и др.). Здесь изучаются факторы достижения вершин профессионализма, анализируются этапы, движущие силы и кризисы профессиональной карьеры {15}.

Множественность и разноречивость подходов связана с тем, что «психическое развитие человека является одновременно функцией биологического и исторического времени, и онтогенетическая эволюция многократно и разнообразно опосредуется историей развития личности, ее жизненным путем в обществе (Л.А. Головей, 2000). Во взрослом периоде это опосредование существенно возрастает, обусловливая высокую вариативность развития {14}.

Специфика развития взрослого человека состоит в том, что он решает уже не учебные, а жизненные задачи. Взрослый всегда имеет определенное представление о собственной жизни, включающее события индивидуальнопсихологического, биологического, исторического характера и охватывающее его прошлое, настоящее и будущее. В связи с этим наиболее адекватно изучать развитие во взрослости через анализ жизненного пути, личностного развития и саморазвития, что становится особенно актуальным в эпоху социальных перемен и усложнения, интенсификации общественной жизни. В настоящее время психологическая теория и практика нуждается в разработке закономерностей изменения субъективного представления о собственной жизни в различные возрастные периоды {7}.

Вместе с тем, изучение особенностей развития в период взрослости должно строиться на общих методологических основаниях психологии развития и серьезной эмпирической базе (Б.Г. Ананьев, 2001). Исходя из генетического принципа, развитие взрослого человека должно включать как периоды накопления новых возможностей и потенций развития, так и фазы дезорганизации, перестройки сложившейся психологической системы личности (Л.И. Анцыферова, 1978), имеющие смысл критических периодов развития. Выделение стабильных и критических периодов взрослости до сих пор остается наиболее дискутивной проблемой психологии развития. Актуальность исследования кризисов взрослости связана с необходимостью более детального изучения взрослого периода развития.

Очевидно, что развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности. В самом общем виде они сводятся к следующему: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей (они могут поочередно доминировать и ослабевать); уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни (некоторые женщины, например, возвращаются на производство, к своей профессиональной деятельности); менопауза; изменения в физическом и интеллектуальном развитии и др. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45 50 годами {13}.

Развитие личности в зрелом возрасте связывается нами с сохранением способности к творчеству, мотивации на уровне осознания смыслов, а также к их непрерывному совершенствованию. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата застоем и деградацией личности. Развитие отношений, в отличие от изменения, это не просто движение во времени жизни, вдоль жизни, а подъем к новому качеству ее осуществления. Выход из возрастного кризиса зрелости в первую очередь опосредуется предметной деятельностью, как внутренней, так и внешней. Для зрелого человека «реадаптационным» видом деятельности становится деятельность профессиональная. Однако его профессиональный путь в свою очередь подвержен катаклизмам, особенно в ситуации миграции.

Интересный анализ степени зрелости личности и ее жизненных отношений осуществлен Е.Б. Старовойтенко. Ею предложена целостная философскопсихологическая концепции развития высших отношений человека к жизни (познания и преобразования жизни, утверждения гуманных этических начал, самопознания и самоизменения в жизни). Одновременно проводится мысль о том, что нет прямой зависимости формирования социально необходимого типа личности от степени сформированности высших (зрелых) отношений человека к жизни. Личность неповторима. Даже при типологизации многообразие ее проявлений довольно велико: общественно открытые и замкнутые в кругу узколичных отношений; деятельные, активные и пассивные, бездеятельные; альтруисты и эгоисты; самостоятельные и зависимые; созидатели и разрушители; гармоничные и противоречивые и т.д. {13}.

Различия типов определяются следующими факторами: 1) полнотой, глубиной, разносторонностью связей личности с обществом; 2) активностью человека в освоении разных форм общественной деятельности; 3) эффективностью развития личности как субъекта общественной деятельности и отношений; 4) уровнем сознательной организации человеком своей общественной жизни; 5) мерой преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций; 6) устойчивостью и объемом социально значимых позиций личности; 7) уровнем продуктивности деятельности и масштабом перемен, совершаемых человеком в общественных отношениях и в собственной жизни {13}.

Используя положения и выводы, содержащиеся в философских, социологических и психологических исследованиях, Е.Б. Старовойтенко дает развернутое структурное описание типов отношений, которые необходимы личности для полноценного включения в процессы совершенствования общества и характеризующих ее как социально зрелую. В эту структуру входят: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностнопродуктивное отношение к жизни; зрелое профессиональное отношение к жизни; социальноактивное отношение к жизни; зрелое нравственное отношение к жизни; эстетическое отношение к жизни; осознанное отношение к жизни как зрелое отношение личности к себе субъекту жизни. Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо это личность, отвечающая за содержание своей жизни, прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни. И если в семье три поколения, то требуется серьезная перестройка ее жизнедеятельности. Эстафета ответственности передается зрелому поколению за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) в семье, что делает зрелого человека главой семьи. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в жизни общества: они могут утверждать свои вкусы, свой образ жизни, стиль деятельности и т.д. В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства {13}.

Вместе с тем зрелого человека поджидают и немалые испытания в физическом, психическом и социальном аспектах. В период зрелости в организме человека происходят очень серьезные половозрастные изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния.

Главные изменения, происходящие в организме женщины в период зрелости, связаны с наступлением климактерического периода, характеризующегося «общими возрастными инволюционными нарушениями в организме, на фоне которых происходят возрастные климактерические изменения репродуктивной системы». В предменопаузе у женщин появляются морщины на коже лица и шеи, увеличивается отложение подкожного жира. В постменопаузе на коже кистей рук появляются пигментные пятна, волосы седеют и редеют, ломкими становятся ногти на руках и ногах, разрушаются зубы. Ухудшаются слух и зрение, уменьшаются мышечная сила, точность и быстрота движений, жизненная емкость легких; повышается чувствительность к изменению температуры окружающей среды и к перемене климата {12}

Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений (одни охладевают к интимной жизни, другие смотрят на представителей своего пола как на потенциальных «соперников»). В целом взаимоотношения полов становятся более спокойными, качественно меняются личностные отношения, становясь более глубокими и весьма интересными по содержанию. Вместе с тем потеря внешней привлекательности и вообще расставание с молодостью для многих мужчин и женщин сопровождается периодом тяжелой депрессии, при которой человек субъективно испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания подавленность, тоску, отчаяние, общую пассивность поведения и т.п. Творческие люди сетуют на то, что с возрастом прибывает мастерство, возникают все более интересные замыслы, заманчивые проекты, но при этом столь же стремительно убывают силы. Замечено, что частота смерти творческих работников (особенно поэтов, художников, актеров) между 30 и 40 годами, к сожалению, возрастает. Не каждому оказывается под силу успешная перестройка, но если человек преодолевает трудности, внутренние конфликты, то, как правило, сохраняет свой творческий потенциал, более того достигает качественно новых высот {12}.

Стрессы на этой почве в их совокупности приводят к психологической и эмоциональной напряженности. В зрелом возрасте в связи с этим очень важно уметь сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможности для осмысления происходящих изменений (физических, физиологических, психологических и т.п.). Физиологические и психологические причины угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду «акмэ», к ее постепенному свертыванию. Подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50 60 лет субъективно не ощущает себя «старым». В этих сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), развить способности управлять своими эмоциями, способности к самоанализу и саморегуляции поведения {12}.

Кризисы взрослости предполагают существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. Нужна значительная гибкость в поведении, общении, манерах с тем, чтобы они соответствовали его возрасту. Уже неадекватным будут юношеский максимализм, излишняя эмоциональность; серьезные трудности в отношениях с людьми могут возникнуть, если человек средних лет будет проявлять умственную и поведенческую жесткость, неумение или нежелание адаптироваться, разумно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни (по сравнению с периодами юности, молодости) не убавляется, а наоборот, возрастает. И если взрослый человек осознает и оценит реальное положение вещей, с учетом этого наметит новые цели или скорректирует старые, он вполне благополучно преодолеет этот «перевал». Специалисты утверждают, что самым опасным в период возрастного кризиса следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что важнейшим самоощущением взрослого человека должно быть чувство неуспокоенности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Гримак, Е.А. Климов, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Толстых, Э. Франкл, Т. Ханна, Э. Эриксон и др.) {6}. Сущность жизни фактически состоит в преодолении трудностей, сомнений, болезней и страданий (в том числе достаточно назвать столь печальные синдромы, как вьетнамский, афганский, чеченский с их специфическими последствиями в период взрослости). Но сущность жизни заключается и в созидании нового ощущения жизни, превращения ее потенциально разрушительных событий в точки совершенствования человека. Важно учитывать, что кризисы зрелости несут в себе положительное начало, так как способствуют самопознанию и самосовершенствованию, то есть качественным новообразованиям в психике. Однако то, каким будет переживание кризиса, приведет ли оно к депрессии, застою или к созиданию, будет зависеть от уровня развития личности. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности как субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

Итак, мы можем установить наиболее усредненные хронологические границы взрослости от 20 до 60 лет, а также фазы взрослости с границами около 30 лет и около 40 лет, которые также рассматриваются как критические, или кризисные, периоды взрослости.

В качестве психологических критериев периода взрослости обычно называют: достижение социальной и личностной зрелости, развитую способность к рефлексии и самопознанию, способность устанавливать зрелые межличностные отношения с другими людьми, способность к творчеству, экстериоризации. В период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, принимает качественно новую форму саморазвития.

Большое значение приобретает сенсибилизирующий фактор трудовой деятельности и практического опыта. Процессы самосознания и рефлексии играют важную роль в развитии взрослого человека. Взрослый, в отличие от ребенка, подростка и юноши, занят решением прежде всего жизненных, а не учебных задач. В этом смысле процессы самосознания и рефлексии выступают как способность многоуровневого и многопланового отражения человеком своей жизнедеятельности, как одно из главных оснований и условий переопределить направление собственной жизни (С.Л. Рубинштейн, 1997; Л.И. Анцыферова, 1994; М.Р. Минигалиева, 2000; Н.А. Логинова, 2000 и др.).

Количество проблем во взрослой жизни (по сравнению с периодами юности, молодости) не убавляется, а наоборот, возрастает. И если взрослый человек осознает и оценит реальное положение вещей, с учетом этого наметит новые цели или скорректирует старые, он вполне благополучно преодолеет этот «перевал». Специалисты утверждают, что самым опасным в период этого возрастного кризиса следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период период зрелости, к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы.

Итак, возрастные кризисы лежат в основе развития человека. В процессе жизненного пути ему приходится проходить через несколько возрастных кризисов, которые условно можно разделить на кризисы детства и взрослости. Кризисы взрослости остаются еще мало изученными в современной психологии. Выделяя в послеюношеский период жизни человека несколько кризисов, психологи исходят из того, что наиболее ярким и значимым для его дальнейшего развития является кризис середины жизни, или кризис зрелости. Именно в период зрелости кризисы сопровождаются наиболее значимыми личностными изменениями. В период зрелости, особенно в середине жизни, перед человеком возникают вопросы, связанные со смыслом жизни.

Цель нашего исследования: выявление видов кризисов, переживаемых личностью в различные периоды зрелости, и выделение кризиса середины жизни. В ходе пилотажного исследования опрошены 132 женщины, занятых в педагогической профессии, с целью изучения рефлексируемых личностью кризисов и особенностей проживания периода середины жизни.

На данном этапе с помощью опросных методов (беседы, тестирование по методике «Кризисы развития» Л.Г. Петрявской) устанавливались наиболее характерные кризисы для следующих возрастных групп: 25 34, 35 44, 45 60 лет. Переживаемые представителями этих возрастных групп проблемы были классифицированы по трем основным разновидностям профессиональные, личностные и событийнобиографические. В результате проведенного исследования установлено распределение по возрастам личностных, профессиональных и событийнобиографических проблем. Обработка результатов тестирования проводилась методами описательной статистики: определено процентное соотношение некоторых показателей, проведен графический анализ.

В группе респондентов в период кризиса середины жизни отмечают наличие профессиональных (89 %) и событийнобиографических кризисов (89 %), 73 % опрошенных выделяют личностные кризисы. Следует отметить, что в данной группе более выражены профессиональные кризисы и личностные. Также подчеркнем, что профессиональные кризисы в период кризиса середины жизни наибольшую выраженность 89 % этот показатель выше, чем в других возрастных группах.

В группе респондентов в период до кризиса середины жизни наибольшее количество процентов (88 %) событийнобиографических кризисов, затем профессиональные (80 %) и личностные (69 %). В группе в период после кризиса середины жизни событийнобиографические (90 %) кризисы также занимают первое место, затем личностные (76 %), а профессиональные кризисы переместились на последнюю позицию (71 %).

Остановимся подробнее на содержательном анализе различных видов кризисов. Результаты анализа профессиональных кризисов представлены в диаграмме 2. К ним относятся усталость от работы, трудности адаптации, потери смысла деятельности, отчуждения в рабочем коллективе, конфликтов с администрацией, нарушения отношений с учащимися, неудовлетворенности самореализацией в работе.

Профессиональные кризисы называют респонденты всех групп. Напомним, что чаще всего они упоминаются в группе кризиса середины жизни (89 %). Отметим, что личность в середине жизни имеет наивысшую профессиональную продуктивность, и тем не менее респонденты этой группы указывают на наличие большого количества профессиональных проблем. Возможно, такая динамика связана с этапами профессионального становления личности, так как именно на период середины жизни приходится пик развития профессиональной карьеры личности, именно в этом возрасте происходит оценка своей карьеры. В середине жизни личность испытывает усталость от работы (45 %). Для сравнения: до кризиса середины жизни 28 %, после кризиса середины жизни 29 %. До и после кризиса середины жизни респонденты отмечают проблемы в адаптации и конфликты с администрацией.

Далее по частоте упоминания идут событийнобиографические кризисы, к которым относятся социальноэкономическое неустройство, неудовлетворенность социальным положением, потеря работы, смена места жительства, здоровье близких, неудовлетворенность внутрисемейными отношениями; выросших и ушедших детей. Результаты анализа представлены в диаграмме 3.

В группе кризиса середины жизни актуальным является данный вид кризиса. В содержательном отношении личность в середине жизни рефлексирует событийнобиографические кризисы, связанные со здоровьем и состоянием близких, неудовлетворенностью внутрисемейными отношениями, социальноэкономическим неустройством, небольшая часть респондентов переживает неудовлетворенность социальным положением, меняет место жительства, волнуется об ушедших из семьи детях. Личность до кризиса середины жизни в наибольшей степени озабочена социальноэкономическим неустройством, здоровьем и состоянием близких. Личность после кризиса середины жизни более, чем респонденты других групп, переживает о здоровье и состоянии близких.

Личностные кризисы также выделены респондентами всех трех групп (диаграмма 4). Личностные кризисы связаны с коррекцией жизненных планов, потерей смысла жизни, ушедшей любви, нереализованных возможностей, неудовлетворенности собой, отсутствия гарантий будущего.

Отметим, что в период середины жизни личность более всего волнует проблема отсутствия гарантий будущего, ушедшей любви, коррекции жизненных планов. И так же, как в группе после кризиса середины жизни, актуализируется проблема неудовлетворенности собой.

В целях исследования времени переживания кризисных явлений и изменений респондентам предлагалось указать возраст, в котором они пережили тот или иной вид кризиса. Данные представлены на графике 1.

Период, в котором личность переживает наибольшее количество кризисов это интервал от 30 до 44 лет. В период кризиса середины жизни личность переживает ярко выраженный профессиональный кризис: в 35 39 лет 23 % и в 40 44 года 18 %. Это выше, чем в другие периоды. Таким образом, основным содержанием кризиса середины жизни опрошенных женщин является профессиональный кризис.

На графике видно, что наиболее кризисными являются годы от 30 до 44 лет. Здесь, на наш взгляд, возможны два вида кризисов: кризис тридцатилетних и кризис середины жизни. Кризис тридцатилетних обнаруживается вокруг возраста 33 лет и проявляется в виде личностного кризиса и менее выраженного событийнобиографического; профессиональный же кризис в этот период выражен очень слабо.

В период кризиса середины жизни картина меняется: проявляется ярко выраженный профессиональный кризис, а уровень выраженности личностного и событийнобиографического заметно снижается.

Рассмотрим способы преодоления кризисов. В группах «ДКр» и «Кр» в преодолении кризисов в первую очередь помогает общение с друзьями, в группе «ПКр» этот ответ встречается очень редко. Далее в первой группе новые интересы, путешествия и, наконец, семья и дети. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о том, что в молодом возрасте личность имеет в большей степени направленность на внешний мир. Во второй группе это также друзья, семья и дети перемещаются на второе место, затем путешествия. Далее появляется способ, не называемый в предыдущей группе, это работа. В третьей группе основным способом преодоления кризисов является работа, далее чтение, семья, общение, путешествия. Такие способы, как искусство, научное расширение картины мира, занятия в системе повышения квалификации, развлечения не назывались ни в одной из групп. Обращает внимание на себя тот факт, что в группе кризиса середины жизни наиболее выражены профессиональные кризисы по сравнению с группами до кризиса середины жизни и после кризиса середины жизни, но с другой стороны, работа является и способом преодоления кризисов. Лишь 2 % респондентов ответили, что обращались за помощью к психологу.

На вопрос 5 о наличии критических возрастов у взрослых 17 % респондентов ответили, что их нет, и 83 % ответили, что имеются. Границы кризисов респондентами определены следующие. Группа до кризиса середины жизни критическим называет конкретно возраст 30 лет, группа кризиса середины жизни 30 лет и период 40 45 лет; группа после кризиса середины жизни также называет два периода: 40 45 лет и 50 55 лет. Это говорит о том, что жизненные наблюдения респондентов подтверждают сведения о том, что в период середины жизни личностью переживается кризис.

Таким образом, можно сказать, что наибольшее число переживаемых личностью кризисов попадает в интервал от 35 до 44, который соответствует периоду кризиса середины жизни, что подтверждает кризисный характер данного периода.

В период кризиса середины жизни наибольшую выраженность имеют профессиональные кризисы, при этом уровень личностных и событийнобиографических кризисов снижается по сравнению с периодами до кризиса середины жизни и после кризиса. Содержательным наполнением профессионального кризиса в данный период преимущественно является чувство усталости от работы. В преодолении кризисов используются разные способы, основными из них являются: друзья, семья, дети, путешествия и работа. За помощью к психологу обращается очень малая часть респондентов.

Теоретически и эмпирически обоснованный подход к исследованию кризисов взрослого периода жизни с точки зрения субъектного подхода мы находим в работах, связанных с изучением особенностей жизненной перспективы (К. Левин, 1964; Р. Массен и др. 1982; А.Г. Ковалев, 1979, 1988; К.А. АбульхановаСлавская, 1987, 1991; А.А. Кроник, 1986; Е.И. Головаха, 1987, 1988 и др.) {1;5}.

В теоретическом исследовании В.И. Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А. Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую кризис взрослости разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой мировоззрение, во второй личность (собственная позиция в культуре и истории) {7}.

В наибольшей степени в современной психологии рассмотрены этапы жизни человека вплоть до его взрослости, которой до сих пор не уделялось значимого внимания. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этого служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости как цели развития и одновременно его конца. Вместе с тем многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности {6}.

В имеющихся по данной проблематике работах отмечается, что за границей юношеского возраста развитие личности не идет линейно, то есть лишь как накопление и расширение раз выработанных мотивационных устремлений и смысловых отношений к миру. Здесь возникают определенные и порой драматические переходы к иным мотивационным путям, к иной смысловой ориентации основных видов деятельности. Эти кризисные периоды не столь резки, как, скажем, психологический кризис отрочества, не столь строго привязаны к определенным возрастным рамкам. Обычно они проходят более сглаженно, интериоризированно и менее демонстративно, чем кризисы детства. Однако общая тенденция к периодическим и достаточно существенным изменениям личности в зрелом возрасте несомненна.

Стало быть, в разных периодизациях, так или иначе, присутствует этап (период, стадия) зрелости по существу содержания, несмотря на разные названия (человек в расцвете сил, второй период среднего зрелого возраста, поздняя зрелость, средняя взрослость, поздняя зрелость четвертого цикла взрослости и т.д.). У всех авторов возраст зрелой личности практически одинаков и занимает календарный промежуток человеческой жизни в основном от 40 до 60 лет. Эти границы весьма условны, относительны: наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социальноэкономических условий индивидуального развития человека {14}.

Обратим внимание на то, что понятие «зрелость» обычно трактуется двояко: как этап и как качество в психическом развитии человека. Оно сопровождается двумя характеристиками этапность, что указывает на место в онтогенезе человека, и качество, которое может быть отнесено не только к этапу зрелости, но и к анализу любого периода в индивидуальном развитии человека и личности. Видный отечественный психолог, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал, что жизненный путь человека представляет собой историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет {6}.

Прокомментировать

Рубрика Общество

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.